У национально-освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. были как объективные, так и субъективные причины. Объективные причины условно можно разделить на социально-экономические, политические и идеологические.
К социально-экономическим причинам, вызвавшим Великое восстание, следует отнести резкое увеличение феодально-крепостного гнета в первой половине XVII в. Выше уже отмечалось, что в период Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. в Европе возрос спрос на хлеб и иную сельскохозяйственную продукцию. Стараясь максимально использовать выгодную конъюнктуру, сложившуюся на западноевропейском рынке, польские магнаты и шляхта расширяют свои фольварочные хозяйства и увеличивают отработочную ренту; во многих местах Западной Украины панщина ограничивалась 3 – 4 днями в неделю, но кое-где она достигла уже 4 – 5 дней. Магнаты часто сдавали свои земли в аренду; в соответствии с договором арендатор забирал себе всё, что мог выжать из подневольных крестьян сверх указанных в договоре объемов. В 1616 г. больше половины украинских земель, принадлежавших польской короне, арендовались евреями. Аренда была краткосрочной (два-три года), и чтобы вернуть с прибылью вложенные деньги, арендатор требовал, чтобы зависимые крестьяне работали на него по 6 – 7 дней в неделю. В этих условиях у крестьян просто не оставалось времени для ведения собственного хозяйства. Кроме того, евреи-арендаторы нередко покупали временное монопольное право на производство и продажу спиртного и табака, «накручивая» на эти товары безумно высокие цены. По замечанию английского историка Н.Дэвиса, участие евреев в жестокой эксплуатации украинских крестьян «было единственной весомой причиной той страшной мести, которая не один раз падет на них в будущем».
Важнейшей политической причиной освободительной войны было то, что украинцы, не имея своего государства, принуждены были жить в чуждой им Речи Посполитой, в которой они не пользовались никакими политическими правами и свободами; даже незначительный слой украинской знати, шляхты и казацкой старшины, не пожелавшей перейти из православия в католицизм, не имел ни малейшей возможности взойти на политический Олимп польского королевства.