Какова природа ценности, каков ее «онтологический статус» в мире сущего?
Представляет ли собой ценность нечто реальное, существует ли она в
обычном понимании этого слова? На эти вопросы одним из первых в
отечественной литературе попытался ответить О.Г. Дробницкий. Он писал:
«Ценности - это, с одной стороны, характеристики предметов (явлений), в
которых человек как-то заинтересован и которые он оценивает положительно
или отрицательно, а с другой - такие формы сознания, в которых выражено
нормативно-оценочное отношение человека к окружающей действительности».
Но на чем же мы основываем наши оценки? Если они не произвольны то в
самом предмете должно быть нечто такое, что позволяет его оценивать
положительно или отрицательно. Например, В.П. Тугаринов полагал, что
ценность объективна и что ценности надо исследовать не только в
социальном, но и в естественнонаучном плане как явление, имеющее место в
природе. По мнению, В.А. Василенко, категория ценности раскрывает один
из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а
именно момент значимости одного явления для бытия другого. Причем
«другим» может быть не обязательно человек, но и любой субъект. Под
понятием субъекта подпадает любое явление, границы бытия которого можно
определить, т.е. всякое явление, вещь, или организм, которые имеют
конечное существование.