В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным собранием, в которое входят Государственная дума и Совет федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляет
собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент
и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты,
прошедшие через парламент, утверждаются главой государства —
президентом, который имеет право роспуска парламента.
Является частным случаем символической власти.
Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России
и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд
населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с
возможностью последующего назначения. Структуру исполнительной власти
России составляют государственные служащие и юридическая (правовая)
структура — система норм, определяющая степень компетенции органов
власти и должностных лиц.
Органы исполнительной властиФедеральные органы
В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:
Министерства;Федеральные службы;Федеральные агентства.
Региональные органы
Министерства;Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).ДепартаментГлавное управление
Признаки исполнительной власти
является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;является проводником государственной политики в жизнь;подзаконна по своему характеру и задачам;объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти
подзаконное регулирование;осуществление управленческой деятельности, направленной на
исполнение законов и реализацию государственной политики в различных
сферах жизни общества;административное правоприменение;осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;информационное обеспечение органов государственной власти.