"Витя Малеев в школе и дома" — одна из первых книжек про школу, от которых я в детстве была без ума. Дело в том, что меня растили на хорошей советской литературе, которая мне до сих пор нравится, но между мной и этими приличными девочками и мальчиками был какой-то невидимый барьер. Словно у них была какая-то советская сила, которой я никогда не могла бы обладать. Если вы смотрели "Скотта Пилигрима", то можете вспомнить оттуда чувака с суперсилой веганства, который в силу пищевых привычек надменным образом вознёсся выше обычных людей. Вот тут такая же слегка ироничная петрушка: как будто идеология с младых ногтей делала их намного лучше, чем я, а мне эти высоты изначально были недоступны. В "Вите Малееве..." тоже есть стенгазеты с пропесочиванием за каждую козявку, соревнования ячеек и подтягивания отстающих, но главный герой (точнее главный герой плюс его распустёха-дружок) стали для меня, наконец, тем самым образом, который я в детстве могла примерить на собственную шкуру без лукавства. Потому что как я была человек-косяк, так и осталась. Вообще, назидательные функции детской литературы — хорошая вещь, если они не переливаются через краешек, но возможность слиться с главным героем гораздо важнее, ведь если этого не удастся, то пытливый юный читатель ни в жизнь не поверит происходящему на страницах. С очень простыми приключениями Вити Малеева эффект вживания максимален, хотя сейчас реалии обыденного существования несколько изменились за счёт времени, технологий и прочего антуража. Впрочем, я уверена, что с приходом высоких технологий жизнь главных героев слабо бы изменилась. Так же бы придумывали всякие дурацкие идеи, часть которых перекочевала бы в интернет-пространство, так же бы хотели прославить, забывали о уроках, прокрастинировали и давали себе обещание, что уж вот в этой четверти точно-точно начнут учиться, как примерный сферический ученик в вакууме. Нет, снова не получилось. И тот факт, что Витя Малеев не становится идеальным (хотя становится гораздо "эффективнее", выражаясь окапиталистичен
ными современными терминами), уходя в закат на фоне побед и полного перевоспитания, всегда оставлял во мне надежду на то, что счастье и гармония могут быть достигнуты не одним каким-то строго определённым свыше способом, а различными. Мне вообще нравятся несовершенные герои, лоховатые, неравномерные. Как, впрочем, и большинство всего остального в жизни. При этом я встречала людей, которых несобранность главных героев доводила до белого каления, хотя в жизни они не так уж и радикально педантичны, не соблюдают все правила и не живут по хронометражу. Не знаю, насколько эта книжка интересна современным детям. Может быть, уже и совсем кажется архаичной. Хотя, с другой стороны, живут же "Денискины рассказы" много лет и ничего с ними не случается. Надо бы и их перечитать.