Каковы особенности речи Хлестакова?
Назовем основные события
третьего действия. Прочитаем еще раз характеристику Хлестакова, данную
Гоголем в «Замечаниях для господ актеров» . Как оправдывается эта
характеристика в сцене вранья Хлестакова? Каковы особенности речи
Хлестакова? Как эти особенности его характеризуют? Почему чиновники
верят болтовне Хлестакова? Что можно сказать о жене и дочери
Городничего? В каких сценах третьего действия с особенной силой
проявился юмор Гоголя?
События, изображенные в третьем
действии, являются очень важным этапом в развитии конфликта. И здесь
борьба между участниками конфликта (Городничий — Хлестаков) ведется
«наоборот» , вопреки здравому смыслу: Хлестаков понял, что его принимают
за какое-то важное лицо и рассказом о своей столичной жизни старается
напустить на себя еще больше важности. Он завирается до такой степени,
что полностью разоблачает себя. Сцена
вранья является
кульминацией в саморазоблачении Хлестакова: он с самой первой встречи с
Городничим ведет себя глупо, как человек «без царя в голове» , а- в
сцене вранья это его качество раскрывается с наибольшей силой. И,
казалось бы, теперь чиновники или хотя бы Городничий как самый умный из
них должны были понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их
страх наказания за свои грехи. Городничий, все время старающийся
проникнуть в сущность характера Хлестакова, понимает, что тот по
молодости многое налгал, но продолжает верить, что Хлестаков — ревизор, и
потому отдает новые приказания: не впускать в дом тех, кто придет с
жалобой на него или будет хотя бы похож на того, кто может пожаловаться.
И развитие нелепого конфликта продолжается, напряженность комедийного
действия растет.