Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать!
А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник.Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят:
- Расскажи новую сказку, расскажи!
- Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете.
Призадумался Сказочник.
- А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так.
Знакомство с феей Фонетикой
Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу.
А одна и говорит мне нежным голосом:
- Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!- Фея. как? — спросил я дрожащим голосом.
- Фея Фонетика! Тебе известны слова:
микроФОН (прибор для усиления громкости речи и пения),
телеФОН (прибор для передачи звуков речи на расстоянии),
домоФОН (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?
Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?
Переводится с греческого «фон» — «звук».
Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!
Вот поэтому моё имя — ФОНетика.
- Получается, Вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.
- Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.
Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!
А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!
В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.
Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.
А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!
- Фея Фонетика, а почему Вы держите попугая? И. и уши у Вас такие необычные?!
- Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем, как разговорчивый попугай!) и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).
- Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.
Легко запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6.
Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!
- Звуки — невидимки, их увидеть невозможно. — продолжила фея Фонетика. — Но. у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда он быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!
- Значит, в Вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть?
- Звуки-невидимки, и их домики тоже. Но. на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»
- Раз, два, три! Транс.транс — произнёс я. — Как там дальше?
- Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом раскроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!
- Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише - Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!
Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!
Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!
- Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный!
Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [ '].
Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ' — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?
- Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [л']? Правильно?
- Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.
- А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?
- Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!
- Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?
- Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!
- Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?
- Конечно, действуй!
- [Л] Правильно?
- Почти верно. В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!
- Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [л]?
- Вот это молодец!
- Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?
- Да, верно! Получается, как в песенке: гласные-красные! И обозначаются, как и согласные звуки — в квадратных скобках.
- Фея Фонети