Эту картину очень любят зрители. Ее автор Эмилия Яковлевна Шанкс
(1857—1936). В книге отзывов нашего музея зрители постоянно упоминают
это произведение: и пенсионеры, и студенты, и школьники. Одна из учениц
начальных классов прямо утверждает, что «Наем губернаторки» (так она
прочла незнакомое слово) — лучшая картина во всем музее! Сейчас эта
работа уже в Третьяковской галерее. Ее увидят на выставке «Врата
Сибири».Об Э. Шанкс сведений очень мало. Ее имени и репродукций
картин нет даже в толстых фолиантах о творчестве передвижников. В ее
послужном списке немного картин и выставок. В «Сборнике на помощь
учащимся женщинам», изданном в 1901 г. в Петербурге, о Шанкс дана
короткая биографиче-ская справка, из которой узнаем, что она родилась в
Москве, окончила училище живописи, ваяния и зодчества, была экспонентом
выставок товарищества передвижников. За полотно «Чернильное пятно» была
включена в члены товарищества и стала первой женщиной, удостоенной этой
чести.
В XIX веке барышни «из общества», получая образование в
пансионе или дома, обязательно имели уроки рисунка и музыки. А
профессиональные художницы появились только в конце века. Их немного: М.
Башкирцева, Е. Поленова,
М. Якунчикова, З. Серебрякова. Им досталось больше извест-ности и даже славы, чем Э. Шанкс.
В
картине Эмилии Яковлевны «Наем гувернантки» противопоставлены две
женщины — состоятельная дама и девушка из интеллигентной среды, очевидно
курсистка, «бестужевка», как называли тех, кто учился на Высших женских
бестужевских курсах. Богатая, но пестрая и безвкусно обставленная
гостиная говорит о том, что героиня в кружевном пеньюаре, томно
раскинувшаяся на канапе, не принадлежит к аристократии.
Няня,
приведшая мальчика в матроске и девочку в розовом платьице, уже им не
нужна — дети подросли. Теперь их будет воспитывать и учить гувернантка.
Маленькая
барышня смотрит на нее настороженно, мальчик — оценивающе, иронично.
Судя по всему, не очень уютно чувствует себя в чужой среде и молодая
гувернантка, одетая в скромное черное платье и шапочку, которые обычно
носили курсистки.
Противопоставляя двух женщин разного сословия,
автор картины Э. Шанк, безусловно, симпатизирует девушке-интеллигентке,
она сама принадлежит к этому кругу. Точность типов, обстоятельность
действия делают эту «картину-рассказ» доступной для любой категории
зрителей, поэтому она многим нравится.