Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.
Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Эпизод- из знаменитых классических эпизодов, прославивших заключающие их произведения, особенно выдаются прощание Гектора и Андромахи и похороны Патрокла в «Илиаде», рассказ о Троянском коне или о дружбе Ниса и Эвриала в «Энеиде», встречи с Уголино и Франческой да Римини в «Божественной комедии», сады Армидыв «Освобождённом Иерусалиме».
Глава-большое значение для композиции и ритма целого имеет структура главы, особенно — характер её конца и начала, а также течение Spannung (напряжения), например, усиление или разрежение его к концу главы. Так для «романа ужасов», романов приключений, характерно, что автор в конце главы оставляет героев в безвыходном положении, а читателя — в неведении об их судьбе, переходя в следующей главе к иной сюжетной линии — и тем повышая напряжение.