Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари —
“статный, высокий и свежий старик” с румяным лицом, бакенбардами,
подведенными к усам и “зачесанными вперед височками”. Он улыбался, грудь
его была украшена орденами, “он был воинский начальник типа старого
служаки николаевской выправки”. Когда хозяйка уговорила его пройтись в
танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и,
несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом
исполнял все “па”. Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она
искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась через нее и к
Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги полковника Б. —
старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не заказывал
себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Васильевича
очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
И вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже
под утро отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до
сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею
только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б.,
увидеть ее, может быть, еще раз.
Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько
мрачная, скучная, сырая. (Здесь Толстой применяет прием нагнетания,
подводит читателя к кульминации. Слова “мрачная”, “черная” повторяются
несколько раз.)
Подходя к дому Б., на пустыре Иван Васильевич увидел что-то
черное, страшное. Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич
подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело.
Между двумя рядами солдат в шинелях унтер-офицеры вели
привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли “сквозь строй” за
побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая
представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его
подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая
фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая
показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой
человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо
ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко
задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил?
Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его
бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о
карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело
его чувство к Вареньке.
Что же кроется за этим?
Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с
порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить.
Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так
получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его
дальнейшей судьбе.
Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто,
человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и
пережитков прошлого, не умерших и в настоящем