Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства. Вступление в мир взрослых. В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей.
Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:
повышенная чувствительность к оценке посторонних;предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (±2года).
Психологические особенности рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в сферах: телесной, психологической и социальной.
На телесном уровнепроисходят существенные гормональные изменения, насоциальном уровнеподросток занимает промежуточное положение м/у ребенком и взрослым, напсихологическом-подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.
Формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя,
своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее - формируются личностные смыслы жизни.
Центральное новообразование этого возраста -"чувство взрослости"- отношение к себе как к взрослому и негативизм..Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, подросток не признает поддержку взрослых. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.
В психическом развитии определяющим является не только характер ведущей деятельности подростка, но и характер взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.