Ситуация 5.
Трёхлетняя Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:
– Ха-ха, полетели, ещё полетели…
– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.
Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:
– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…
Девочка отдаёт ветку и просит:
– Рассказывай, рассказывай…
– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.
Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:
– Не плачьте, я больше не буду вас бить!
1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?
2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?