Художественные
средства у Фонвизина:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин,
Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в
смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна;
отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе.
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире.... Скажи,
болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто
связана с фольклором:
"Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись",
"Не хочу учиться, хочу жениться".
3)
Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.4)
Разрушение фразеологизма: Какова
история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
5). Саморазоблачения
героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а
читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица!
Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена,
рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть
публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на
них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы,
стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на
сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо,
батюшка.5) Риторические вопросы: А
извозчики-то на что ж? Каково это?6)
Риторические восклицания: Ах, мой
батюшка!
Признаки
сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со
Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в
которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман
видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность
негативных персонажей.