дним
из важных источников по истории славянской письменности является
«Сказание о письменах», написанное в конце IX — начале X века неким
черноризцем (монахом) Храбром. «Сказание» это было довольно популярно во
времена средневековой Руси, об этом свидетельствует количество дошедших
до нас списков «Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков
ХIV-ХVIII веков более половины — древнерусского происхождения, то есть
переписывались древнерусскими писцами.
Это сочинение
древнеболгарского книжника написано на церковнославянском языке и
рассказывает об особенностях славянской азбуки, об условиях ее
возникновения. Сказание было посвящено доказательству того, что
славянское письмо, созданное Константином-Кириллом, ничем не уступает
греческому и, более того, способно передать все особенности славянского
языка; в частности, в славянской азбуке были буквы для обозначения
специфических славянских звуков.
Основная часть «Сказания»
показывала, что многие системы письма, в том числе и греческая,
возникали и развивались постепенно, а их создатели учитывали опыт своих
предшественников. Создание славянской азбуки стало завершающим этапом
многовекового процесса создания письменности. Черноризец Храбр писал,
что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою
азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий
алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный
подвиг.
Одним из наиболее сильных аргументов в пользу славянской
азбуки, особенно для людей средневековья, был тот, что греческое письмо
создавали язычники, а славянское письмо — «святой муж».