Флягин — герой повести-очерка Н. С. Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне») , Розанов («Некуда» ) и др. Образ Флягина является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» — это рассказ-повествование Флягина о своей жизни и судьбе.
Флягин «моленый сын» , и ему предначертано стать монахом, но другая сила – сила очарования жизни — заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Флягин совершает тяжкий проступок — глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели. С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя: его одолевают «бес и бесенята» . Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.
В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф. очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф. М. Достоевского «Подросток» (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев «Войны и мира» (1869) Л. Н. Толстого. (Пророчествование Ф. — «егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство». )
В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н. В. Гоголя о «богатырстве» русского человека: «В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства» («Выбранные места из переписки с друзьями» , 1843). Идея «вечного» странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. с образом Агасфера из романа «Вечный жид» (1845) французского писателя Э. Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.
Образ Ф. имеет и глубокие фольклорно-мифологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как «типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца» . «Очарованность» Ф. напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение «проси, чего хочешь» просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. пытается вернуться обратно к людям «своей веры» , в свой «духовный дом» .
Приход Ф. к религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» (т. е. «околдованный» ) заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности — Луции, герое «Метаморфоз» Апулея. И здесь в образе Ф. просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф. — конэсер, знаток и укротитель коней. ) Образ Ф. становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души» . По-разному относятся исследователи образа Ф. и к его «очарованности» , различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную» : «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) — это душевное очищение человека» (М. Л. Ресслер).