Оружия коренным образом изменило представление о возможных последствиях широкомасштабной войны. Многочисленные войны доядерного периода, в том числе и мировые, уносили жизни десятков миллионов людей. Однако проходило сравнительно немного времени человечество залечивало раны, восстанавливало разрушенное, давало жизнь новым поколениям. Принципиально иное положение сложилось в последние десятилетия. Накопленные ядерные арсеналы, будучи пущены в ход, способны многократно уничтожить все живое на планете. Человечество оказалось перед реальной угрозой утраты своего бессмертия. Понимание реальности подобной угрозы привело к тому, что высшее военно-политическое руководство ядерных держав, в первую очередь СССР (России) и США, предприняли большие усилия по ее предотвращению. При этом исторически определились два основных направления по предотвращению термоядерной катастрофы.
Первое направление связано с пересмотром порядка принятия решений о применении нового оружия при всемерном обеспечении действенности принципа централизации управлениями. Второе направление определяет систему мер, Предотвращающих случайное или несанкционированное использование ядерного оружия.
Рассматривая первое направление следует заметить, что государственное руководство СССР и США уже на рубеже 70-х годов стало приходить к выводу о том, что ядерное оружие не является оружием войны и его единственной рациональной функцией является сдерживание потенциального противника от агрессии, что впоследствии было зафиксировано в официальных документах.
В частности, в "Концепции национальной безопасности РФ" прямо указывается: "Важнейшей задачей ВС РФ является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств".
Непрерывное совершенствование ядерного оружия, всемерное повышение его боеготовности на фоне глубоких идеологических противоречий привело к тому, что в годы холодной войны основной формой гипотетических боевых действий, обеспечивающих высокую действенность концепции сдерживания, стал ответно-встречный удар. Осуществление такого удара в свою очередь предъявило высокие требования к безошибочности и своевременности принятия решения высшим руководством страны, чрезвычайно быстрого реагирования на изменение стратегической ситуации. При этом оно будет стремиться получить максимум необходимой информации, которая бы гарантировала принятия решения, адекватного складывающейся ситуации.
По оценкам экспертов, с учетом действия системы предупреждения и оценки обстановки, в распоряжении "верхов" будет находиться не более 10-15 минут. Специфика ракетно-ядерного оружия, его временных параметров в сочетании с огромной разрушительной силой обусловила необходимость чрезвычайно высокой централизации системы управления этим оружием. Безусловно, велика ответственность всех элементов СПРН, обработки информации и доведения ее до президента страны, однако именно ему надлежит, в конечном счете, принимать решения, отделяющие мир от термоядерного конфликта. При этом создается ситуация, когда предстоит принимать роковое решение в условиях обострения состояния уязвимости от ядерного оружия противника самого высшего руководства страны. Хотя здравый смысл требует от него проявления рассудительности и сдержанности, нарастающая с каждой минутой ядерная угроза требует действовать быстро и решительно.
Необходимо также иметь в виду, что существует значительная разница в том, как должна работать система ядерного управления и контроля и как она в действительности будет работать в стрессовой ситуации.
Принятие решения на нанесение ядерного удара строго персонифицировано. В нем принимают участие президент, министр обороны, начальник Генерального штаба. Задача всех звеньев управления состоит в обеспечении высшего руководства всей необходимой информацией ("вверх") и доведение приказов и распоряжений до всех исполнителей ("вниз").
В системе управления СЯС реализованы основные принципы, позволяющие высшему руководству страны успешно выполнять свои функции.
Во-первых, предусматривается принцип четкого разграничения прав и полномочий по формированию, доведению и исполнению команд на боевое применение ядерного оружия сверху донизу. Это означает контролирующее на каждом этапе прохождение команд от высшего государственного и военного руководства страны через промежуточные пункты управления СЯС вплоть до средств СНВ.
Во-вторых, устанавливается принцип неравнозначной ответственности за предотвращение несанкционированного применения ядерного оружия, в результате чего гарантии ядерной безопасности ужесточаются по мере движения "вверх" по системе боевого управления.
Установление гарантированного уровня безопасности осуществляется на основе моделирования взаимодействия системы управления с возможными угрозами, действующими на ее элементы.