1. Глубоководные желоба - это первый признак наличия зоны субдукции (схождения континентальной и океанической .плит) .
В Атлантическом океане зоны субдукции большого развития не получили, там крупные плиты расходятся (дивергенция) и образуется СОХ, а не глубоководные желоба.
2. Решающее преобладание океана над сушей в южном полушарии делает климат южного полушария гораздо менее континентальным, чем климат северного; исключение составляет лишь Антарктика, где картина становится прямо противоположной в связи с существованием континента у Южного полюса.
Хотя в целом северное полушарие теплее южного и средняя температура воды в океанах северного полушария также на 2°С теплее, чем в океанах южного полушария, зима в южном полушарии более мягкая, чем в северном полушарии в поясе между широтами от 30 до 70°. Средние зональные температуры воздуха в северном полушарии выше, чем в южном, на всех широтах, за исключением пояса между 60 и 50°.
3. При полном отсутствии речного стока это создает постоянный дефицит водного баланса моря, для восполнения которого существует только один источник - поступление воды из Аденского залива. В течение года через Баб-эль-Мандебский пролив в море вносится примерно на 1000 куб. км воды больше, чем выносится из него. При этом, согласно расчетам, для полного обмена вод Красного моря необходимо всего 15 лет.
4. Образование желобов связано с движением литосферных плит. Океаническая плита изгибается и как бы «ныряет» под континентальную. При этом край океанической плиты, погружаясь в мантию, образует желоб. Районы глубоководных желобов находятся в зонах проявления вулканизма и высокой сейсмичности. Это объясняется тем, что желоба примыкают к краям литосферных плит. Тихий океан самый большой и на нём расположено больше всего стыков литосферных плит.