Объект культурного наследия федерального значения «Спасская церковь»
(церковь Спаса Нерукотворного Образа Христа Спасителя), расположенный в
с. Спасском Саракташского района Оренбургской области, построен в начале
XIX века на средства помещика (владельца с. Спасского) Александра
Павловича Мансурова и окончена его вдовой Анной Николаевной. Представлял
собой небольшой двусветный сельский храм с декором в стиле классицизма.
Храм был освещён 16 июля 1815 г. В 1861 г. земельный участок церкви был
обнесена деревянной решетчатой оградой.
К началу 30-х годов XX века
церковь была закрыта для богослужения. В 30-е годы XX века были
разрушены колокольня, малая главка над алтарём, портики южного и
северного фасадов, перекрытия алтаря и трапезной, переход из трапезной в
колокольню, разобраны три кирпичные печи, утрачен иконостас и
значительная часть настенной росписи. Здание церкви стало использоваться
под зернохранилище, а затем под склад, к 80-90-м годам XX века пришла в
аварийное (руинированное) состояние.
«Спасская церковь» находится в
центре села на одной из главных улиц и обращена к ней северным фасадом.
Габариты здания без учёта разрушенной колокольни – 24,4×10,3 м.
«Спасская
церковь» представляет собой небольшой двусветный кирпичный храм с
симметричным, вытянутым вдоль главной оси планом, имеет основной объём в
виде четверика, восточный, северный и южный фасады которого были
декорированы четырёхколонными портиками тосканского ордера с дощатым
перекрытием интерколумниев. Четверик завершается широким цилиндрическим
световым барабаном с двенадцатью проёмами и тянутым многообломным
карнизом под куполом, увенчанным маленькой шлемовидной главкой на
цилиндрическом барабане. Восточный фасад двусветной, прямоугольной в
плане алтарной части храма, чуть суженной по отношению к четверику,
декорирован четырёхколонным тосканским портиком с кирпичным клинчатым
архитравом по железным полосам. Трапезная того же размера, что и алтарь и
так же покрыта двухскатной кровлей, соединялась с колокольней
разрушенным ныне узким переходом, от которого сохранилась часть северной
стены с трёхчетвертной тосканской колонкой с внешней стороны. Кирпичные
оштукатуренные стены завершались тянутым венчающим карнизом с угловыми
элементами из белого камня. Оконные проёмы первого и второго света,
обрамлённые снаружи и внутри тянутым рамочным наличником, расположены в
одних осях и перекрыты клинчатыми кирпичными перемычками с прямым
верхом, а их откосы – лучковыми перемычками.
В интерьере, основной
объём, углы которого завершаются на уровне перемычек окон второго света,
гладкоконусными тромпами, соединён с трапезной и алтарём широкими
арочными проходами. Со щелыги купола светового барабана свисает цепь
паникадила, собранная из витых звеньев. В западной стене трапезной, по
обе стороны от главного входа и в северной стене алтаря устроены
дымоходы не сохранившихся отопительных печей. Эти помещения были ранее
перекрыты плоским дощатым оштукатуренным потолком с внутренним карнизом.
Пол (ныне отсутствует) был деревянным по цельным бревенчатым балкам с
повышением в алтаре. Окна первого света закрыты железными решётками
крещатого рисунка звеньев, второго – решётками с квадратными ячейками.
К
настоящему времени храмовый комплекс сохранился лишь частично (утрачены
колокольня, переход в колокольню из трапезной, ограда и ворота церкви,
исторический земельный участок с некрополем).
В 2002-2003 гг. силами
Прихода были проведены противоаварийные работы на крыше храма –
восстановлены участки кровли над алтарем и трапезной. В 2006-2007 гг.
ООО «Научно-производственное предприятие «РОНА» разработана
«Научно-проектная документация на памятник архитектуры нач. XIX в.
федерального значения «Церковь Спаса нерукотворного Образа».
Противоаварийные реставрационные работы были начаты в 2005 г. ООО
«Оптима», в 2006 г. – отреставрирован (с полной заменой кровли) купол
храма, воссозданы южный и северный портики с колоннами, отреставрирован
повреждённый наружный слой кирпичной кладки. В течении последующего
времени реставрационные работы ведутся за счет средств федерального
бюджета, выделяемых в рамках реализации Федеральной целевой программы
«Культура России (2012-2018 гг.)».
я знаю что тут много)))