Шолохов м. а. - Трагедия григория мелехова в романе м. шолохова «тихий
дон».
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже
доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и
восстанут дети на родителей и умертвят их.
Из Евангелия
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть
нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты
мощного народного духа. Григорий - молодой казак, удалец, человек с
большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в
подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине - Аксинье,
которую он не в силах побороть.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И
потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории
рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и
приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и
верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать
в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в
его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие,
от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не
позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать
в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта
эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить
непокорного, гордого казака.
Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он
не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей
среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком
наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать
окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в
Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки
прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого
себя.
На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за
спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре
Георгиевских креста и четыре медали - вот ценное свидетельство того, как
держал себя Мелехов на войне.
Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён
«сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных
героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются
им холодным оружием, что значит - в равном бою. Он ещё долго себя упрекал
и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно
насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория -
любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает
- вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак,
удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком
матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и
предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между
тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми
и красными
Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую
безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей
воле:
«- Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы,
может, и не участвовал бы в восстании.
- Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.
- Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная
песня!»
Трагедия Григория Мелехова - это трагедия русского казачества в целом. На
чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной
хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь
истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их
в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных,
а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака
война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по
родному хутору.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в
конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане
исторических перемен. Вот она - толстовская ничтожность личности в
истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет
последняя символическая картина - отец и сын, а кругом «весело зеленеет
молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки,
пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето
стрепета».