Александр Блок вошел в историю классической литературы, как певец Вечной Женственности, служитель образа Прекрасной Дамы. Такой страсти, силы и глубины, переданного поэтическими средствами чувства, нет ни у кого другого. Словно звуком камертона откликается человеческое сердце на мощное звучание стихов поэта.
Достойный ученик своего великого учителя – философа Владимира Соловьева, Блок следом за ним поет гимн обобщенному образу Вечной женственности. Но у Блока прекрасный и непостижимый Идеал приобретает все более осязаемые черты земной, из плоти и крови состоящей, часто грешной и порочной, Женщины.
Ярким примером высокой поэзии о любви к земной женщине является поэтический цикл стихотворений, названный именем главной героини: «Кармен». Поводом для написания послужил реальный факт, случившийся с поэтом в 1913 году. Театр Музыкальной драмы в Петербурге предложил зрителям оперу Бизе «Кармен». Исполнительницей главной роли была Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Она и стала прекрасным прототипом Боковской Карменситы. Поэтический цикл получился шедевром не случайно – поэт был страстно влюблен в актрису, поэтому: «И слезы счастья душат грудь перед явленьем Карменситы».
Перед нами проходит вся любовная история с момента знакомства: «В партере – ночь. Нельзя дышать. Нагрудник черный близко, близко». До осознания фатальности встречи: «А голос пел: Ценою жизни ты мне заплатишь за любовь». А с приходом весны, когда из сердца рвется молитва: «И молитва моя горяча, и целую тебя я в плеча», и становится понятно, что «это сердце в плену у Кармен».
А еще поэт приходит к выводу, что ничто не случайно в нашей жизни и такие встречи: «Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. О, Кармен, мне печально и дивно, что приснился мне сон о тебе». Это поистине гимн, набатом звучащий в каждом влюбленном сердце.
Буря страсти разгорается, подогретая сюжетом спектакля: «Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей». Но эта женщина не только на сцене, она и в объятьях любящего е мужчины: «И твоя одичалая прелесть – как гитара, как бубен весны!»