В басне нарисована
ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы
спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел
опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом
благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху,
изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом
быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно
с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в
заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807
года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с
австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова,
назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической
верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она
готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления.
Но Александр I принудил его принять диспозицию (план сражения)
австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу
оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было
проиграно русскими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая
лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и
лучше. При этом она принижает действия коня, а её бурная, торопливая
деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым
автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно
выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем (или сделаем)
лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в
данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя
себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни.
Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно
подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и
внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название
газеты “Школьная пора” ей не нравилось.
Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех
главному редактору Паше. “Это он не умеет ничего организовывать! — едко
произносила она после каждого выпуска. — Полная ерунда!”
Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным редактором нового
номера будешь ты!” — предложили они Наташе Та легкомысленно
согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюстратор потерял
рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не
вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.