Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 70-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повыситьповысить благосостояние людей. На бесплатно полученных 6 сотках «садовод» должен был выращивать овощи и фрукты для личноголичного потребления. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организоватьорганизовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой времени, оттеснив туриста-походника.
Для все большего числа семей доступным средством транспортатранспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 60-х гг. личный автотранспорт был большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашинавтомашин). С начала 70-х гг. происходит настоящийнастоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемыхвыпускаемых в СССР машин впервые в отечественнойотечественной истории перевалило за миллионнуюмиллионную отметку. Настоящим прорывом стало выведение на полную мощность в начале 70-х гг. автогиганта в Тольятти. Здесь трудились над созданием «народного» автомобиля. В короткие сроки Волжский автозавод (ВАЗ) освоил производство модели ВАЗ-2101 — знаменитой «копейки», советского аналога модели итальянского ФИАТ- 124. Эта машина стала самой популярнойпопулярной в стране. В последующее десятилетиедесятилетие выпуск легковых автомо-билейавтомобилей вырос в 4 раза.
Инженерные специальности получалиполучали миллионы людей, и конструкторскаяконструкторская мысль активно искала новые возможности развития. Правда, далеко не всегда новинки внедрялись в производство. Путь бюрократических согласований был долгим, и разрыв между разработкой и внедрением опытных образцов в производствопроизводство не только не сокращался, но и продолжал расти. ОгромныеОгромные средства вкладывались в подготовку кадров для промыш-ленностипромышленности, по ряду популярных специальностей, в первую очередь инженерных, наметилось перепроизводство кадров. 4,5 млн. человек работали в сфере науки и научного обслужива-нияобслуживания, в том числе более 1,5 млн. занимались непосредственно научнойнаучной деятельностью. Это свидетельствовало о превращении научной работы в массовую профессию. Доля затрат на научные исследования достигла 3,74% ВВП (1985).
Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 рубля, к концу десятилетиядесятилетия — 169 рублей. Особенно заметно выросли доходы занятыхзанятых менее квалифицированным трудом, это было связано с катастрофическойкатастрофической нехваткой рабочих рук на производстве. В результате зарплата дипломированных специалистов, возраставшаявозраставшая гораздо медленнее, стала стремительно приближаться к уровню оплаты неквалифицированных работников. Возникшая в результате уравниловка снижала мотивацию труда представителейпредставителей таких массовых профессий, как инженер, учитель или врач. При этом престиж неквалифицированного труда оставался низким. Предприятия получили право набирать «по лимиту» рабочих из сельской местности и прописывать их в заводских общежитиях. Работа была в основном тяжелой, а уровень автоматизацииавтоматизации заметно отставал от потребностей современного производствапроизводства, особенно в сельском хозяйстве.
Обычные продукты — мясо, молоко, масло — в конце 1970-х гг. стали исчезать с прилавков, особенно в небольших городах и в сельской местности. Цены на них с 1961 г. оставалисьоставались стабильными: белый хлеб стоил от 13 до 25 копеек за батон (в зависимости от качества муки), буханка черного обходиласьобходилась в 18—22 копейки, литр молока стоил 32 копейки, 1 кг мяса — 2 рубля. Люди вынуждены были часами стоять в очередяхочередях, чтобы «достать» необходимые продукты, одежду, обувь. Автомобили и импортные товары длительного пользования (мебельмебель, холодильники, ковры) можно было приобрести после многолетнихмноголетних очередей, в них записывали работников крупных предприятий и госучреждений.
Рост денежной массы к началу 80-х гг. оказался непропорциональнымнепропорциональным росту ее товарного покрытия. В результате стали быстро пополняться и денежные сбережения на счетах в сберкассахсберкассах, люди откладывали деньги, чтобы потратить их в случае, еслиесли представится возможность. НеотъемлемойНеотъемлемой чертой повседневной жизни 70—80-х гг. стала острая нехватка услугуслуг. Это привело к бурному росту не учтенной государством и не облагае-мойоблагаемой налогом сферы «теневой экономикиэкономики». В городах на долю «теневой экономикиэкономики» приходилось до 40% ремонта автомобилей и 30% ремонта бытовой техники, значительная доля услуг по ремонту квартир, пошиву одежды.