Впервые евреи появились на землях Восточной Европы в греческих полисах Причерноморья в конце 2-го века до н.э. Археологические находки указывают на то, что они проникли на многие земли Крыма, Кавказа и на берега северного Причерноморья. В 8 - 9 веках они составляли почти всю знать Хазарской державы, распространившей своё влияние на многие народы Восточной Европы. Сохранившееся в языках многих народов (венгров, румын, поляков, литовцев и др.) слово “жид” происходит от хазарского джихид. Поселялись евреи и в Киевской Руси. Признано, что в начале 12 в. еврейские поселенцы имели значительное культурное и экономическое влияние на торговых путях Восточной Европы и Причерноморья. Это были, в основном, пришельцы из стран района Средиземного моря. В конце 14 в. на этих землях поселяются ашкеназы, выходцы из германских земель. В 14 - 15 вв. они проникают на территорию Московского и Новгородского княжеств. В 1498 г. была переведена на славянский язык Библия, и среди православного духовенства распространилась ересь жидовствующих. Они не были этническими евреями, а относились к славянской группе народностей. Как и этнические евреи жидовствующие подвергались преследованиям. Церковь и самодержцы придерживались этого принципа. Особенно ужесточилось положение евреев при Иване 4-м. В захваченных им землях евреев, отказавшихся креститься, уничтожали. После смерти Ивана 4-го репрессии несколько ослабли.
Реклама 16
Террор, сравнимый с Холокостом, свирепствовал в период русско-польских войн и восстания казаков Б. Хмельницкого. Однако, некоторые евреи проникали даже в высшие слои общества. При дворах русских правителей находились отдельные евреи, иногда принимавшие христианское вероисповедание. С созданием Российской империи положение евреев не улучшилось, однако, жесткий режим Петра не допускал своевольных бесчинств толпы. В г. Мстиславль по его приказу были повешены 13 солдат, виновных в мародёрстве и грабежах евреев. При нём несколько крещённых евреев заняли высокие должности. После смерти Петра его наследники ужесточили условия жизни евреев и требовали полного их изгнания из России. Однако, полного изгнания не произошло благодаря сопротивлениям крупных феодалов и правительственных чиновников. Евреи довольно прочно вросли в экономику западных областей.
В 1727 г. Екатерина 1 подписала указ о полной высылке евреев из России. Этому способствовали отдельные случаи перехода православных в еврейскую веру. Та же политика проводилась и при императрице Анне Иоановне и при Елизавете Петровне. В 1742 г. она издала указ: “Из всей нашей империи … сёл и деревень всех жидов немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом не впускать.” После громкого дела о переходе в иудейскую веру флотского капитана Александра Возницына и его казни ( вместе с Борохом Лейбовым в 1738 г.) Сенат дополнительно издал новый указ, подтверждающий полное изгнание Евреев из Российской империи. Евреи же, принявшие христианство, наоборот, не выпускались из страны из боязни, что они могут возвратиться в иудаизм. Изгнание обычно сопровождалось конфискацией или разграблением имущества. При Екатерине 2-ой правовое положение евреев не изменилось. Делались лишь отдельные исключения для крупных купцов. Согласно её манифеста 1962 г. поселение в России было разрешено всем иностранцам , кроме жидов. Однако, и при Екатерине 2-ой пресекались стихийные действия толпы и разбой. Совместными действиями русских и польских войск было подавлено восстание гайдамаков на Украине, характерное особо большим размахом антиеврейских зверств. Евреи укрывались в русских крепостях. Требования гайдамаков об их выдаче отклонялись комендантами крепостей.