Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств
изображаемого предмета. Вводится в ткань
произведения для большей выразительности.
позволяет создать художественное преувеличение,
доходящее до абсурда.
В "Истории..." созданы гротескные образы
градоначальников.
Пропажа головы у Органчика .
Фантастично изображается встреча двух самозванцев.
с пустой механической головой.
Угрюм-Бурчеев.
Несмотря на то, что летописец изображает его как человека,
Угрюм-Бурчеев уже давно утратил свою человеческую сущность.
Гиперболичен его портрет: "деревянное лицо",
"конический череп","развитые челюсти, готовые
раздробить и перекусить пополам" всё.
На всех картинах он предстаёт неизменно в солдатской
шинели на фоне пустыни.
Это очень символично, потому что Угрюм-Бурчеев ненавидел
всё живое. "Он спал на голой земле",
сам отдавал приказы и сам же исполнял их.
Он превратил всех членов своей семьи в бессловесных,
забитых существ, которые томились в подвале его дома.
Гиперболично описывается муштра глуповцев,
их грандиозные усилия, направленные на уничтожение
города ради выполнения приказа Угрюм-Бурчеева.
Использование гиперболы достигает высшей точки,
когда глуповцы пытаются перекрыть течение реки с
помощью дамбы.
Здесь на первый план выходят образы-символы реки
и образ самого градоначальника. Непослушная его воле
река олицетворяет здесь жизнь, которую нельзя
остановить по воле мрачного ничтожества.
Чего стоит, например, описание причин смерти градоначальников:
Ферапонтов растерзан собаками; Ламврокакис заеден клопами;
Баклан переломлен пополам бурей; Фердыщенко кончил жизнь
от объедения; Иванов - от натуги постичь сенатский Указ;
Микеладзе - от истощения сил и пр.