1. Создать совершенные суды, которые могли бы работать в 2 раза эффективнее, быть честными и принимать более честные решения в отношении всех людей, невзирая на их сословие.
В итоге суд стал независим от сословия, более справедливым. Реформа удалась.
2. Земства занимались вопросами народного образования, здравоохранения, местными путями сообщения, обеспечением продовольствием, сиротскими домами и приютами для престарелых.Земства объявлялись всесословными органами: дворянство составляло в уездных земствах 42%; крестьянство — 38; купечество 10; духовенство — 6,5; прочие — 3,5%. Земские органы находились под неусыпным контролем и центральной, и местной власти — министра внутренних дел и губернаторов.
3. Их создавали с целью для:
—Устройства и содержания местных путей сообщения;
—Земской почты;
—Земских школ, больниц, приютов и богадельней;
—Развития местной торговли и промышленности;
—Народного продовольственного дела;
—Ветеринарной и агрономическоой службы;
—Взаимного страхования;
—Постройки церквей, тюрем и сумасшедших домов.
4. Летом 1863 г. Александр II утвердил новый университетский устав. Устав восстанавливал автономию университетов — вводились выборность ректора, деканов и профессоров, а также экстерриториальность университетов: их территория теперь была неподвластна представителям администрации и полицейским чинам. Всеми учебными, научными и административно-финансовыми вопросами ведал Совет университета.Впервые получили доступ к высшему образованию женщины. В России открывались высшие женские курсы.
5. Университеты должны были иметь четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.
В 1864 г. были приняты положения о начальных народных училищах, а также о гимназиях и прогимназиях. Они вводили принцип равенства при получении среднего образования представителями всех сословий и вероисповеданий.Гимназии были разделены на семиклассные классические и реальные. В первых упор делался на изучение классических языков — древнегреческого и латинского, окончившие их получали право поступать в университет без экзамена.