. Хлестаков — мелкий
чиновник, человек ничтож¬ный, всеми презираемый. Его не уважает даже
собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен
работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы снос¬ное существование. Он глубоко
недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость
не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изме¬нить жизнь. Ему кажется,
что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в
князи». Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя
лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому.
Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности
заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин
— тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно, что и го¬родничий, и
его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь,
по-своему неглупы¬ми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже ка¬жется,
что все дело в случае: повезло — и ты директор де¬партамента. Никаких личных
заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то
подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он от¬кровенно глуп
и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение
городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы
про¬валился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы вни¬мательного
городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром
гордится Антон Антонович: «Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над
мошенни¬ками обманывал. Трех губернаторов обманул!» Городничий не мог
предположить в Хлестакове лишь одного — чистосер¬дечия, неспособности к
сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова.
Внутренняя пустота делает его поведение совершенно не¬предсказуемым: в каждый
данный момент он ведет себя так, как «получается». Его морили голодом в
гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести
хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и
нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад
униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. «Ну, хозяин,
хозяин... Я плевал на твоего хозяина!»
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины.
Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные
воедино и вы¬ставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего
о будущей жизни в качестве тестя вели¬кого человека: «...Поедешь куда-нибудь —
фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво!» Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и
Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь
хлестаковские «тридцать пять тысяч одних курьеров» ничем не отличаются от
фельдъеге¬рей и адъютантов, которые в мечтах городничего «поскачут везде». И
главное, Сквозник-Дмухановский также рад уни¬зить мелкую сошку городничего,
представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное
обобщение Гоголя. Объективный смысл и значение этого об¬раза состоят в том, что
он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных
пре¬тензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт
эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с
огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные явле¬ния того времени.