Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это
произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и
мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.
Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в
этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а
затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и
тревоги.
Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее:
душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все
изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на
душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела,
жестокая тишь...
Автор ждет, когда же разрешится это тоскливое томленье: Ну скорей же, скорей!.. Двинься, покажись, пролейся, злая туча...
И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха
употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле
"неразбериха".)
Автор описывает бурю, употребляя глаголы: (буря) сорвалась;
визжит, мечется (ветер), мчатся (облака); (все) закрутилось, смешалось;
закачался (ливень); (молнии) слепят, стреляет (гром)...
Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы,
которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами
выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные
(облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...
Нет, не приносит буря успокоения автору, в ней нет гармонии,
умиротворения, автору видится буря как злая сила ("...запахло серой", -
говорит он)...
Тревожное состояние лирического героя объясняется его
одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как
всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где
Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать,
так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие
Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?
Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче
настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как
два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под
навесом крыши...
Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:
Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком
сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел
и, может быть, спас.
Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...
При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения,
спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим
новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как
всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба,
взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода
для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения;
ведь оно озаглавлено словом "Голуби".
Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает
чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения -
светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается
главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления
двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено
автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается
противительным союзом "но" (но под навесом крыши).