Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли "лишними" людьми. "Страдающие эгоисты", "умные ненужности" - так образно и точно определил сущность этого типа Белинский.
Итак, чем похожи и в чем различны персонажи пушкинского и лермонтовского произведений?
Прежде всего, герои обоих романов предстают перед нами как исторически и социально обусловленные человеческие характеры. Общественно - политическая жизнь РФ двадцатых годов девятнадцатого века – усиление политической реакции, упадок духовных сил юного поколения – породила особый тип непонятного молодого человека того времени.
Онегин и Печорин объединяют их происхождение, воспитание и образование: оба они – выходцы из богатых дворянских семей. При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему светскому блеску, лжи, лицемерию. Об этом свидетельствует, например, развернутый монолог Печорина о своей "бесцветной" молодости, которая "протекла в борьбе с собой и светом". В результате этой борьбы он "сделался нравственным калекой", быстро пресытившись "всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги". То же определение полностью применимо и к пушкинскому герою: "забав и роскоши дитя", он быстро устал от светской суеты, и "русская хандра им овладела понемногу".
Объединяет героев и духовное одиночество среди светской "пестрой толпы". "… Во мне суть человеческая испорчена светом, фантазерство беспокойное, сердце ненасытное",- скорбно замечает Печорин в разговоре с Максимом Максимычем. То же самое пишется и об Онегине: "… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум".
Отсюда в обоих произведениях возникает мысль эскапизма- стремление обоих героев к уединению, их попытка отстранения от общества, мирской суеты. Это выражается как в буквальном уходе от цивилизации, так и в бегстве от общества в мир внутренних переживаний, "условий света свергнув бремя". Объединяет Онегина и Печорина и общий мотив "странствия без цели", "охота к перемене мест"(скитания Печорина на Кавказе, бесплодные путешествия Онегина после дуэли с Ленским).
Духовная свобода, которая понимается героями как независимость от людей и обстоятельств, является главной ценностью в системе мировоззрения обоих персонажей. Так, например, Печорин объясняет отсутствие у него друзей тем, что приятельство вечно ведет к потере личной свободы: "Из двух друзей один вечно раб другого". Сходство Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности:
"Измены утомить успели;
Друзья и приятельство надоели".
Подобное мировосприятие определяет особое роль поступков героев в жизни других людей: оба они, по разному выражению Печорина, играют роль "топоров в руках судьбы", причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их судьба. Гибнет на дуэли Ленский, страдает Татьяна; аналогично погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, разрушается уклад контрабандистов, несчастливы Мери и Вера.
Героям Пушкина и Лермонтова почти в равной степени свойственно "принимать вид", "надевать маску".
Еще одно сходство этих героев содержится в том, что они воплощают тип интеллектуального персонажа, которому свойственны неординарность суждений, неудовлетворенность собой, склонность к иронии – все то, что блестяще определяется Пушкиным как "резкий, охлажденный ум". В этом отношении существует прямая перекличка пушкинского и лермонтовского романов.
Однако есть и явные отличия между характерами этих персонажей и средствами их художественного изображения в обоих романах.
Так в чем же разница? Если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении "подчинять своей воле, что его окружает", "возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха", то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию.
Мировосприятие Печорина отличается так же большим цинизмом, некоторым пренебрежением к людям.
Онегину присуще душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Он не способен к активному преобразованию реальности и, "дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, …ничем заняться не умел", "труд упорный ему был тошен". Этот герой в отличии от Печорина, менее последователен в своих принципах.
Художественная эволюция "лишнего человека" в русской классической литературе продолжается прежде всего в образах Обломова и Рудина в одноименных романах Гончарова и Тургенева, которые отражают исторические изменения этого человеческого типа.