1. Что изучает морфемика? Назовите морфемы.
2. Соотнесите понятия и определения.
А) Корень Б) Суффикс
В) Приставка Г) Основа Д) Окончание
1. Значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Главная часть слова, в которой заключен
смысл всех однокоренных слов.
3. Все слова без окончания.
4. Часть слова, которая служит для связи
слов в предложении.
5. Значимая часть слова,
которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
3. Определите способ образования слов
1. славный – бесславный _____________________
2. двор – дворец_____________________________
3. барабан – барабанщик_____________________
4. соберу – разберу__________________________
5. дно – бездонный___________________________
6. выходить – выход_________________________
4. Образуйте новые слова по
аналогии. Каким способом они образованы?
1. вредный – безвредный
2. облачный - ____________________________________________________
3. лес – лесок
4. дом - _________________________________________________________
5. стол - _________________________________________________________
6. пеший, ходить – пешеход,
7. листья, падать -_________________________________________________
8. вода, проводить - _______________________________________________
5. Подчеркните слова, образованные
приставочно-суффиксальным способом.
В сухих перелесках легко отыщешь бархатистый
подберезовик.
6. Буква О пишется в слове:
прик…снуться;
заг..реть;
пол…гаться.
7. Буква И пишется в слове:
без…скусственный;
сверх..нициативный;
под…тожить
8. Сделайте морфемный разбор слов: баскетболистка, зеленоватый, переносчик,
тарелочка, верблюжонок, черненький, самолётик, мальчик.
1. 9. Допишите определения:
1. Происхождение слов, то есть выявление их древнего значения и строения, изучает …
2. Слова, состоящие из двух (реже трёх корней) называются …
2. Вставьте пропущенные буквы, подберите слова с чередованием, графически объясните правописание гласной в корне
1. Необозримое поле бл_стит яркой зеленью.
2. Девочка соб_рала сучья и обжигала их.
3. Заг_рались и бл_стели стекла, оз_ренные пожаром.
4. К песку нельзя было прик_снуться.
5.
10. Вставить е или и, объяснить правописание графически:
Пр_неприятный разговор, пр_ободрить товарищей, Василиса Пр_мудрая, старинные пр_дания, пр_кращать разговор, пр_скверный характер, пр_удивительная история, пр_мирить друзей, пр_ступить закон, пр_бывать в городе.
11.Заменить словосочетание одним словом, слово записать:
Очень красивый, нарушитель закона, площадь около вокзала, слегка закрыть дверь, немного затихнуть, догонять преступника, очень большой, немного укусить.
12. Вставить буквы, назвать способ образования слов:
Вод_провод, бе_следный, с_грать, пр_спокойно, сверх_дейный
камен_тес, от_скать, п_дул (ветер), соб_ратель былин, бе_вредный
13. Выпишите сложные слова
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, благоустройство, автомобиль, направление, сбербанк, кресло-кровать.