Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Размышления у парадного подъезда. Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал! Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как Размышления у парадного подъезда. Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений он доказывал свою правоту неоднократно. Вот парадный подъезд. По торжественным дням. Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям.. . Привычка к рабскому низкопоклонству свободных граждан почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие. Записав свое имя и званье, Разъезжаются гости домой, Так глубоко довольны собой, Что подумаешь в том их призванье! Поэт дает волю сатире, он презирает этих холопов души и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как выражение уважения к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку. От него и к нему то и знай по утрам Все курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает трам-трам, А иные просители плачут. Простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до высокой особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее. И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: Суди его Бог!
Все что я могу сказать об этом стихотворении.
Тема «железной дороги» была особо популярна в лирике 40-60 годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва – Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по-своему. «Факт железной дороги» нашел отражение и в лирике Некрасова.
Название стихотворения – своеобразный «вход» в творение мысли поэта, вывеска над зданием, указывающая на предназначение последнего. Именно в названии определена тема в широком и узком понимании этого слова. В нем (в названии) поэт реализует оба смысла слова «железная» , употребляя его и в прямом значении (сделанная из железа) , и в метафорическом (как в словосочетаниях «железные нервы, железная воля») . Эпиграф с ремарками (чем не фразы из пьесы? ) строится по схеме «вопрос – ответ» , причем ответ-то и вызывает «спор» - явно не выраженный, но отражающий позицию автора.
Какова же роль ремарок? Внимательное прочтение ремарок подскажет, кто герои диалога: отец – генерал («в пальто на красной подкладке») , сын Ваня – «в купеческом армячке» (тут уместно спросить самого автора: «Почему?») . Еще один вопрос… В определении жанра произведения «Железная дорога» нет открытых споров, тогда почему оно встречается в различных сборниках некрасовской лирики и в разделе «Стихотворения» и разделе «Поэмы»?. .
На простой детский вопрос (кто построил дорогу? ) отец-генерал дал односложный ответ. Не вступая открыто в спор с генералом, случайный попутчик предлагает другую «версию» , ту, которая и является отражением мыслей и дум поэта.
Поэма, примем эту точку зрения в определении жанра, имеет четырехчастное строение. Это деление не только «разбивает» монолог, но и помогает убедиться в том, что произведение по своему содержанию и строению ближе по жанру к поэме, так как тематика и проблематика его шире одного стихотворения.