Синтоистский храм - дзиндзя, как правило, состоит из двух частей: хондэн, где хранится предмет, символизирующий объект культа (синтай) , и хайдэн — зал для молящихся. Обязательным атрибутом дзиндзя служит устанавливаемая перед ним арка П-образной формы — тории. Синтоистский культ отправляется не только в дзиндзя. Его объектом может быть любой предмет, «святость» которого обозначается сплетенной из рисовой соломы веревкой — симэнава. Во многих семьях имеются домашние алтари — камидана, в которых объектами почитания служат таблички с именами предков. Синтоистский обряд начинается с очищения, заключающегося в омовении водой рта и рук. Его обязательным элементом является чтение обращенных к божеству молитв. Завершается обряд ритуалом, в ходе которого каннуси и верующие выпивают по глотку рисовой браги, что символизирует вкушение «вместе с божеством» сделанных ему подношений.
С буддийскими храмами все сложнее (слишком по большой территории распространился буддизм, слишком сильно влияние местных традиций)
Прообраз буддийского храма соединен с ключевым архаическим образом «мирового яйца» , появлением при его разделении мирового столпа – горы Меру или Сумеру. В процессе космогенеза первичный хаос получает пространственно-временную упорядоченность. Отсюда главенствующий мировоззренческий принцип тождества микро и макрокосмоса, сущностное единство человека и Вселенной.