Путь исканий Пьера Безухова
Роман-эпопея “Война и мир” является ярчайшим произведением, ставшим великим достижением в русской литературе.
Л. Н. Толстым захватываются и объединяются в единое целое многие важные вопросы той эпохи: пути путях развития страны, судьбы народа и его роль в истории. Мы читаем о выдающихся личностях, великих исторических событиях, затронувших души миллионов русских людей, живших в начале девятнадцатого столетия. Они были центром событий того периода, который впоследствии вошел в историю.
В образе Пьера Безухова можно видеть представителя будущего декабриста. Сам автор произведения никогда не был сторонником восстаний, тем более против самодержавия царя, но в романе чувствуется большая симпатия к дворянским революционерам.
Пьер был честным, благородным, высокообразованным дворянином, человеком умным и всесторонне развитым с непосредственной натурой, способной остро всё чувствовать. Он находится все время в раздумьях и сомнениях в вопросе поиска “смысла жизни”. Его путь извилист и сложен, он напоминает жизненный путь самого Толстого, для которого ответ на этот вопрос так и не был найден.
Пьер принадлежал к лучшей части общества, влекущей остальных в будущее. Как передовой человек своего времени, он постоянно стремится к лучшему, он непримирим со светским обществом, оно его унижает. Особенно ярко это можно видеть по приезду Пьера в Петербург. Совсем юным молодым человеком, совершенно не разбирающимся в людях, Пьером принимается за правду ложь и лицемерие, царившее в обществе, он сочувствует чужому страданию, но оно оказывается ложным. Столкнувшись с такой жестокостью, он не в силах противостоять ему и начинает искать свое спасение в религии. Именно в этот тяжелый, даже критический момент жизни ему встречается на пути «проповедник» Бездеев, ловко расставляющий сети мистического религиозного общества перед доверчивым графом Безуховым. Девизом людей этой секты был призыв к совершенствованию нравственному и к их объединению в масонство, где основополагающим является братская любовь и учение о равенстве. Пьер, воодушевленный этим учением, направляет свои силы и делает многое для благоустройства жизни крепостных крестьян. Он, как добрый помещик, имея достаточно много средств, и здесь был обманут богатыми зажиточными крестьянами и управляющим. На его добре наживаются недопропорядочные люди, воспользовавшись его добротой, щедростью и доверчивостью. Он начинает понимать, что быть «добрым благодетелем» в крепостнической системе - это полная утопия. Деятельность в этом масонском обществе приносит одни разочарования Пьеру, но еще и довольно существенные материальные убытки после его хозяйственных «преобразований».
События, связанные с Отечественной войной, в частности Бородинское сражение, сыграли колоссальную роль в жизни Безухова. Сразу же отодвинулись на второй план и вся его душевная опустошенность и разочарования в жизни. Он становится участником подготовки ополчения, но берется за это дело излишне горячо. Но и здесь его ожидает неудача, как и в масонстве. Он искренне желает быть нужным, приносить пользу Родине. Он обращается со смелой речью к московскому дворянству, а она вызывает всеобщее недовольство всех ей членов. Тогда он решает на свои собственные деньги снарядить целую тысячу ополченцев. Как русский патриот этот наивный человек остается в Москве с целью убить Наполеона, которого он считает виновным во всех несчастьях, происходящих на его Родине, или погибнуть самому.
Очень важный этап на долгом пути исканий Пьера - это Бородинское сражение. Побывав там, он понимает, что творцом истории является сам народ.
Для него стал понятен смысл жизни с совершенно другой стороны, а именно: от нее нужно брать все только хорошее и не заниматься поисками плохого. И что очень важно, что к этой мысли он пришел после тесного сближения с совершенно простыми людьми, а не в своем привычном светском обществе.