Автор с этой целью использует метафоры, олицетворения. Повтор однокоренных слов зеленеющие и зеленее помогает увидеть перемены, которые происходят в природе во время дождя. Не пламя, а пламень. Какая-то торжественность минуты. мгновения, когда происходит спор между небом и землёй. А потом под стать и глагол окаймил. Звукопись - мл, мл - и сразу слышишь этот разговор между двумя великанами, столкнувшимися во время стихии.
В предпоследней строфе использование синтаксического параллелизма способствует передаче мгновенных перемен, происходящих и на земле, и в небе:
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
В последней строфе снова появляется соднце, как недовольный человек, смотрит исподлобья, т. е. туча ещё не до конца ушла, закрывая краем чуть-чуть небесное светило. Но в этой борьбе всё-таки победил свет - сиянье. Эпитет смятенная передаёт как состояние земли после грозы, так и настроение самого поэта, который, кажется, вместе с родной природой пережил неожиданное "нашествие" и не сразу может от него оправиться. Elena Georgievskaya Профи (732) 3 года назадЛирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Природа у Тютчева – живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными.
«Неохотно и несмело» — летняя гроза не неожиданная. Потускневшее солнце, принахмурившаяся земля, порывы ветра, дальний гром, предгрозовая мгла, струя молнии, «чаще капли дождевые», пыль летит, грозовые раскаты. Напряжение нагнетается постепенно. Конфликт наметился, но не развернулся. Гроза всколыхнула природу, но не нарушила гармонии природы. Поэта привлекает гроза, грохот грома, блеск молний, он одушевляет природу, восторгается этим явлением природы.