Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести
понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского 1management 0 -
управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных
намеченных целей путем рационального использования материальных и
трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов
экономического механизма менеджмента.
Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению
социально-экономическими процессами а уровне фирмы, действующей в
рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в
отношении непредпринимательских организаций.
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что
в него входит: -изучение рынка (спроса, потребления), т.е.
маркетинг и прогнозирование; -производство продукции с минимальными
затратами и реализация ее с максимальной прибылью; -управление
персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также
анализ информации и разработка программ для достижения поставленной
цели.
Ведь основная функция менеджмента, я считаю, - это умение
достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам
директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий,
руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой
управления директор не может довести свои решения сам и
контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у
него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой
стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую
лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком
на фирме. Хочу привести тому один пример: В 1981г. компания "Крайслер"
пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки
состояла в том, что "Крайслер" в 1980г. понес убытки в размере 1, 1
млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время
занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов.
Переговоры не ладились, т.к. Ли Яккока никак е соглашался на переход в
"Крайслер" несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему.
Разногласия состояли в правах его управления на "Крайслере". Пока эти
права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В
конце концов на "Крайслере" согласились с тем, что лучше дать
неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из
кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три
года после упадка "Крайслер" достиг наивысшего уровня производства и
качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г.
от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и
мирового рынка. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и
употребляется применительно: - к организатору конкретных видов работ в
рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; - к
руководителю предприятия в целом или его подразделений( управлений,
отделений, отделов); - к руководителю по отношению к подчиненным; - к
администратору любого уровня управления, организующего работу,
руководствуясь современными методами и др.