По существу, учительница дает мальчику самый главный нравственный урок,- урок доброты, неравнодушия к чужой беде. Лидия Михайловна понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у неё в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость- отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что в глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Её выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причём старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он. В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Название рассказа "Уроки французского" заставляет задуматься и о роли учебного предмета "французский язык" в суровые послевоенные годы. Тогда изучение иностранных языков казалось роскошью, ненужной и бесполезной. А тем более лишним казался французский язык в деревне где, ученики едва-едва могли освоить основные предметы. Но все эти уроки мальчик запоминает на всю жизнь.