Упражнение 1
Спишите. Сопоставьте придаточные предложения. Укажите их вид (придаточные обстоятельственные времени и условия)
1. Когда взошло солнце, ветер стих.
2. Когда мы возвращались домой, было поздно.
3. Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.
4. Не время кормить собак, когда волк в стаде.
5. Когда ученик на выбор орфограммы затрачивает минимум времени, это уже навык.
Упражнение 2
Сопоставьте придаточные предложения. Выпишите предложение с придаточным обстоятельственным причины
1. Не находя нужного слова, он замолчал.
2. Спросонья он не мог ничего понять.
3. Сестра завела будильник (она боялась проспать) и прилегла на диван.
4. Однажды зимой я остался ночевать у них, потому что поднялась сильная метель.
Упражнение 3
Спишите предложения. Укажите, в каких встречается придаточное обстоятельственное цели.
1. Чтобы Миша не скучал, Арсеньева взяла на воспитание в тарханский барский дом нескольких мальчиков – детей соседних помещиков.
2. Отец требовал от бабки, чтобы мальчик был отдан ему на воспитание.
3. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка решила отправиться с ним на Кавказ.
4. Я не хочу, чтобы свет узнал мою таинственную повесть.
5. Для того чтобы проложить тропинку в глубоком снегу, надо хорошо потрудиться.
6. Я не хотел ничего придумывать для того, чтобы придать рассказу большую стройность.