Детство — счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве
все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются,
как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме
посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы
Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как
росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.
Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого
— Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется
десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в
лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив
образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и
Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он
должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он
переживает счастливые и беззаботные моменты детства.
Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич
воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она
умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая
потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте,
то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою
maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму.
Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему
представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.
Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в
атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с
его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается
учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и
открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека
оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.
По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души».
Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог,
который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от
радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие
быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику
души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.
Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной,
которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее
детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как
незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино
заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в
семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и
за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась», по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви».
Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший
и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только
соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о
них.
Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских
детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие
Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь
танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и
вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с
русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание
взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную
лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду
главного героя.
Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин,
его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку
Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к
обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить
его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой
почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.
Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева.
После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в
другой части трилогии — в «Отрочестве». Теперь его будут называть
Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой
стороной.