Что такое еловскя культура? Объясните подробно что это такое.

0 голосов
31 просмотров

Что такое еловскя культура? Объясните подробно что это такое.


История (359 баллов) | 31 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Проникая в северные от лесостепи территории, андроновцы смешивались с местным населением, в результате чего на территории Томс­кой области сложилась еловская культура. Памятников Еловской культуры (названа по поселению и мо­гильнику в дер.Еловка Кожевниковского района Томской области) известно много. В Нарымском Приобье это поселения Малгет, Могильный Мыс, Тенга, Чузик, Тух-Эмтор. В Томском Приобье это-поселения Еловка, Шеломок I, Басандайка I, Потаповы Лужки, Самусь Ш, Самусь 4, Кижирово и др.

Жили еловцы в поселках, которые располагались по берегам рек, озер и стариц. Площадь поселков и количество жителей в них зависело от климатических условий, хозяй­ственных занятий и социальной организации.

Так площадь поселения Тух-Эмтор 4 - 4000 кв.м, поселения Тух-Сигат I -2000-2500 кв.м, но есть поселения и значительно меньших размеров. Жи­лища располагались любо рядами вдоль берега, либо хаотично.

По площади жилища были разных размеров от 20-30 кв.м. до 200 кв.м. В Васюганье раскопаны как летние так и зимние жи­лища. Летние жи­лища были наземными, даже очаг находился на улице. Еловская посуда бога­то украшена. Основными узорами на еловской посуде являлись горизонтальные ряды наклонных оттисков гребенки, разделен­ные рядами ямок. Интересен геометрический орнамент в виде меандров, заштрихованных зигзагообразных полос, взаимопроникающих треуголь­ников.




На поселении Тух-Эмтор I (Каргасокский район) была раскопана гончарная мастерская в виде площадки, на которой сосуды изготовлялись. Здесь же находилась печь для обжига посуды. "Печь" для обжига представляла из себя два костра, где второй опоясывал первый. Между кострами ставили посуду, предварительно высушенную на солнце, и оба костра зажигали одновременно.

Покойников хоронили на правом боку с согнутыми руками. Рядом укладывали необходимый в потусторонней жизни инвентарь: кельты, кинжалы, ножи, различные украшения, сосуды. Сверху насыпали невысо­кий курган или могилу просто засыпали землей. Но появляется и обряд сжигания покойника. Погребение по обряду трупосожжения сохранилось с давних времен у селькупов, проживающих и ныне на территории Томской области. Как описывают этно­графы, умершего заворачивали в бересту или шкуры молодых животных и подвешивали на деревьях. Через три года ремни на которых висел умерший, подрезали, и он падал на землю. Для останков вырывали неглубокую моги­лу, выстилали ее берестой, укладывали в нее все, что осталось в бересте, не развязывая, сверху покрывали берестой, жердями и на этом покрытии разводили огонь. Когда перекры­тие прогорало и костер падал на умершего, могилу засыпали.

Основными формами хозяйственной деятельнос­ти в лесной зоне по-прежнему оставались охота и рыбная ловля, при этом в Васюганье больше занимались рыболовством. Рыболовецкий тип хозяйства давал возможность иметь надежный источник питания, но и от занятия охотой еловцы не отказывались.

На поселениях костей диких животных найдено немного, в основном это кости северного оленя и лося. В то же время были найдены кости домашних животных- низкорослых лошадей, что говорит о начале развития скотоводства. Найденные кости крупных собак свидетельствуют о разведении их для гонной охоты на лося, оленя и пушных зверей.

Бронзолитейное производство широко распространилось не только в лесостепной, но и в таежной зонах. Следы его находят почти на каж­дом поселении: это разбитые формы для литья, тигли для разогрева металла и заливки его в формы.

(118 баллов)