Мцыри как романтический герой
Одной из вершин художественного
наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной
творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ
юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед
своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие
происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право
на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом,
стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может
раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору
высшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри (1840 год),
повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же
образом. Перед Мцыри была написана поэма Беглец. В ней Лермонтов
развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник
долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам
за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни
возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не
отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу
отчизны. В поэме Мцыри Лермонтов развивает идею мужества и протеста,
заложенную в Исповеди и поэме Беглец. В Мцыри поэт почти полностью
исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в Исповеди
(любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой
встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая
непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во
имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой
свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет
этих понятий: в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и
жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему
кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи,
сам он рабом и узником