Актуальность исследования. Общеизвестно, фольклор — историчен. Его
содержание, тематика, жанры, характер изменчивы в зависимости от
особенностей реального времени, знания культур и процессов их
взаимовлияния. Фольклор имеет конкретно-историческую окраску и
конкретно-исторический смысл. В границах исторических эпох возникали
разные произведения устного народного творчества, отражающие
исторические события. В.Лесевич в конце XIX в. дал определение фольклору
как древнейшему базису культуры, сохранившему
.
Только в результате широкого исторического изучения можно прийти к
выявлению закономерностей развития фольклора, по-настоящему раскрыть все
те художественные богатства, которые создал народ. Аналогично говорил
Б. Н. Путилов в работе об историческом изучении фолыслора.(4) С другой
стороны, изучение многовековой истории фольклора должно привести к
объективному пониманию современного состояния народного творчества и
перспектив его развития. Очевидно, прошлое представляет большой интерес
не только само по себе, но и потому, что объясняет настоящее.
Фольклор - устно-поэтический, музыкально-драматический - это
существенная часть духовной культуры этноса, отражающая менталитет
народа, сложившийся в результате многовекового коллективного творчества
посредством устной коммуникации, проявляющейся в множественности
индивидуально-личностных вариантов. В данном исследовании освещаются
такие его компоненты как песни, семейные и календарные обряды,
используется современная концепция фольклора как синтез
словесно-музыкальных, игровых (драматических), словесных видов народного
творчества.
Большой временной промежуток позволяет проследить его традиционное
бытование в условиях обряда, трудовой деятельности или повседневного
быта, трансформированного через деятельность народных коллективов,
средства массовой информации в свою новую форму - фолыслоризм. Такое же
определение дает Каменец А., характеризуя традиционную народную культуру
современности.(5)
Фольклор характеризуется исторически обусловленным устойчивым
содержанием. Его сравнивают с родником, духовно поившим не одно
поколение. Именно фольклор сохраняет традиции. Несмотря на устойчивость
традиции, он, тем не менее, в различных политических и социальных
условиях обогащается, видоизменяется. Это свойство было подмечено еще в
начале XX в. Ожев-ским М.(6)
Объектом исследования является духовная культура Ставрополья,
выраженная в фольклорных поэтико-музыкальных и музыкально-драматических
традициях XIX - XX вв.
Предметом исследования является история формирования и развития
традиционной региональной духовной культуры в формах
музыкально-поэтического и музыкально-драматического фольклора
Ставропольской губернии (края).