Миф 2-й: Братья
Режиссеры фильма братья Георгий и Сергей Васильевы на самом деле не братья, а просто однофамильцы. Но когда монтажерам, работавшим в одной монтажной "Совкино", был доверен первый игровой фильм "Спящая красавица", они взяли себе такой псевдоним: братья Васильевы. Это была еще одна осознанная ориентация на запущенную в народ легенду, и она тоже сработала.
Оба Васильева прошли Гражданскую войну и хорошо ее знали. Но так же, как Фурманов, знали силу народной молвы и именно на нее опирались в своем фильме о Чапаеве.
Надо понять размах тектонических сдвигов, происходивших тогда в России: события немедленно становились историческими и мгновенно отодвигались куда-то в глубь времен, обрастали легендами, и уже через десять лет после Гражданской она казалась седым, овеянным мифами прошлым. Поэтому Васильевы осознанно снимали легенду, но облекали ее в формы реальности. Эпос - но в милых и трогательных бытовых подробностях:
- Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же стулья ломать?
Миф 3-й. Внешность
Фурманов в своей повести устами комиссара Клочкова описывает комдива так:
"Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками; жидкие темно-русые волосы прилипли косичками ко лбу; короткий нервный тонкий нос, тонкие брови в цепочку, тонкие губы, блестящие чистые зубы, бритый начисто подбородок, пышные фельдфебельские усы. Глаза... светло-синие, почти зеленые - быстрые, умные, немигающие. Лицо матовое, свежее, чистое, без прыщиков, без морщин. Одет в защитного цвета френч, синие брюки, на ногах оленьи сапоги. Шапку с красным околышем держит в руке, на плечах ремни, сбоку револьвер".
Но какой к бесу легендарный Чапай с "тонкими, почти женскими руками"? Нет, нам нужен былинный богатырь - кряжистый, мощный. "Чапаев - человек огромного роста, верхом на колоссальной лошади (к тому же снятый снизу) производит поистине грандиозное впечатление", - записали Васильевы в сценарии.
Роль предлагали Николаю Баталову, но тот отказался. Начали снимать актера Театра МГСПС (ныне Театр Моссовета) Василия Ванина, но и с ним дело не заладилось. Роль, как все знают, сыграл Борис Бабочкин. Рожденный в рабочей семье железнодорожников и тоже участник Гражданской войны, в юности - страстный оратор, трибун, парень с характером, игравший на театральной сцене бунтарей и революционеров, с хорошо развитой мускулатурой и необходимым огнем в глазах, он все эти мятежные образы впитал в себя. В кино он тоже был не новичок, и тоже доставались ему роли боевые: комбат в "Мятеже" по повести того же Фурманова, большевик Макар Бобрик в "Первом взводе". В конце концов он и был признан лучшей кандидатурой на роль народного героя. К началу съемок в "Чапаеве" ему было только тридцать.
Миф 4-й: Упал, очнулся - Чапаев!
Но было в Бабочкине актерское качество, которое должно было соединить миф с реальностью, - определенное изящество повадки, редкая для артиста драмы пластичность. Он не был громадного роста и при желании вполне мог сойти за "обыкновенного человека". Так в фильме совместились и "грандиозное впечатление", и "свой в доску". Эти мгновенные трансформации, когда легенда могла запросто войти в комнату и сказать что-то смешное, придавали фильму простецкий юмор - то, что требовалось для "народного кино".
Васильевы были честны: грезу и реальность сталкивали с самого начала. Комиссар Фурманов просыпался, осознавал, что только что им виденный богатырь на монументальном коне был только сном, и обнаруживал рядом "обыкновенного человека". Но при этом даже сам киношный Чапай беззаветно верил в свою легендарность: "Ты понимаешь, что я - Чапаев?!" - гремел он в ответ на попытку комиссара Фурманова заявить о своем праве тоже быть командиром.
Миф 5-й: Народный герой
Когда такой герой фильма пришел на киноэкраны, реальный Чапаев окончательно ушел в Лету - никто уже не знает, каким он был в реальности. Его целиком вытеснил из народного сознания созданный в кино миф, который позже киноведение сравнит с такими же мифологическими героями мировых экранов, как Тарзан или Джесси Джеймс. Зато миф этот получил идеальное воплощение в громком, мощном, импульсивном, простецком человеке с пронзительно лукавым взглядом и богатырским бесстрашием. Благодаря фильму Чапаев стал персонажем фольклора. По убеждению многих, знавших легендарного комдива лично, созданный Бабочкиным образ был больше похож на Чапаева, чем он сам. Этот Чапай перестал быть героем конкретной исторической эпохи и в народном сознании встал вровень с такими бескорыстными и самоотверженными воителями за справедливость и счастье людское, как Степан Разин, Емельян Пугачев или Робин Гуд. Он мог теперь на экране грустить и есть яблоко - но все равно оставался Героем. Но Герой был народный, и стратегию свою мог объяснить, передвигая по столу картошки и яблоки, где самая крупная картофелина - "командир на лихом коне". Чистый, незамутненный фольклор, героическое сплавлено