В.М.Васнецов любил черпать вдохновение из русского фольклора. Одной из первых картин, основанной на народный сказаниях, является “Ковер-самолет”, написанный в 1880 году. Это полотно было создано по заказу Саввы Ивановича Мамонтова, который поддерживал начинающих талантливых людей.
Картина должна была висеть на стене в кабинете правления Донецкой железной дороги и символизировать стремительное становление железнодорожного транспорта как быстрого и почти сказочного средства передвижения.
На картине изображен летящим высоко в небе ковер-самолет. Его силуэт напоминает полет птицы: хребет выгнут, а края ковра, как крылья расправлены в стороны. На ковре стоит Иван, с жар-птицей заключенной в клетку летит он из тридевятого царства в родные края. Его задание выполнено и со своей добычей он гордо смотрит вперед, вглядываясь в дали русской земли.
Летит ковер-самолет над степями и озерами, над лесами и горами, своим мощным движением рассекая воздух. Своим стремительным полетом ковер распугал сов, что отлетают от него, он действительно летит с большой скоростью, об этом свидетельствует развевающиеся по ветру полы и рукава одежды Ивана.
Автором запечатлено то время в природе, когда день догорает, уже виднеется месяц, а вечерний туман ложится на степь. Картину освещает бледное сияние месяца, а фигура Ивана ярко подсвечивает свет от жар-птицы.
Не случайно в руках у героя изображена клетка с жар-птицей. Этот сказочный персонаж символизирует извечную мечту русского народа обладать недосягаемым немеркнущим светом и счастьем.
Васнецов очень просто и реалистично изобразил сказочный ковер-самолет, так же, как легко о нем повествует сам народ в своих сказках. Такая не фантастичность делает этот образ еще более понятным и убедительным, не остается ни одного сомнения, что где-то все-таки он существует, этот ковер-самолет.
Любовь Васнецова ко всему созданному русским народом, в том числе его творчеству делает его работы простыми, понятными и близкими, что в тоже время не лишает их гениальности.
Картина не понравилась правлению, и купил ее впоследствии сам Мамонтов, однако VIII выставка передвижников высоко оценила это полотно, которое принесло своему автору заслуженную известность и уважение.