Не знакомый с трудами величайшего английского философа вождь североамериканских индейцев по имени Сиэтл в 1855 году в письме президенту США констатировал: «Если бы все животные исчезли, люди тоже умерли бы от невыносимого одиночества души, ибо то, что случается с животными, неминуемо произойдет и с человеком. Все взаимосвязано. То, что суждено переживать Земле, суждено и детям Земли…»
Причиной, побудившей индейского вождя к написанию этого письма-предупреждения, было не только разрушение переселенцами североамериканских ландшафтов – вытоптанных домашним скотом, распаханных под посевы и выжженных под города и дороги прерий, не только полное истребление бизонов, исторически являвшихся важнейшим средством жизнеобеспечения индейцев, - то есть не только уничтожение белым человеком индейской исконной среды обитания, экологической среды, но и то, что к этой истребленной среде обитания теперь неизбежно должны были приспосабливаться и сами истребители – белые переселенцы…
Вспомним: еще философы древности сформулировали постулаты, которые сегодня можно назвать «четырьмя законами экологии»:
Все связано со всем.
Все должно куда-то деваться.
Природа знает лучше.
Ничто не дается даром.
Но, поистине, современный человек – это единственный биологический вид, у которого опыт предшествующих поколений никогда не используется последующими. Человечество 2-й половины ХХ столетия решительно и самонадеянно вступило на путь экологизации.
Экологизация развивалась (и развивается по сей день) в двух направлениях: развитие экологии (науки об окружающей среде) как теоретической и методологической дисциплины и собственно охраны природы – охраны животных, растений, ландшафтов, недр, наконец, охраны здоровья человека – от результатов его же деятельности.
Очень радостно, что в вопросах охраны флоры и фауны человечество – там, где успело – достигло определенных положительных результатов. Очень печально, что между вопросами охраны, в том числе и человека как вида в процессе его жизнедеятельности, и вопросами глобальной экологии до сих пор не существует четкого взаимодействия и даже взаимопонимания.
Так уж у нас сложилось, что сложнейший переход от теоретических рассуждений и научных изысканий к решению практических, конкретно поставленных вопросов всегда страдает от недостатка образования, от недостатка профессионализма. В самом деле, "на местах" лица, ответственные за решение определенных экологических вопросов, прекрасные специалисты каждый в своей области, как правило, не обладают ни широкими познаниями в области естественных, в частности биологических, наук, ни специальными знаниями в области экологии. Они силятся выполнить поставленную задачу – очистить стоки или атмосферные выбросы, устранить заражение местности, создать новую вакцину, обеспечить максимум света и тепла… - а фактически зачастую вносят очередной посильный вклад в очередную экологическую катастрофу
Источник: http://lyceum.sstu.ru/files/tvorchestvo/problem/link1.htm