Население Беларуси к наполеоновской армии отнеслась неоднозначно: имелись как сторонники России, так и приверженцы Наполеона. Горожане с чрезвычайным старанием устраивали торжественные встречи, приветствовали армии еще за городской заставой, подносили хлеб-соль. При входе в город, французов встречало большинство населения, которое в "большой армии" видела освободителей. Весьма негативно отнеслась к Наполеону православная церковь. С приходом французов униаты и ксендзы насильственно обращали население в католичество, захватывали православные церкви и превращали их в униатские. Значительную часть церквей заняла наполеоновская администрация под склады провианта и другого военного имущества. Масса белорусского крестьянства оставалась индифферентной и была озабочена лишь тем, как избежать ужасов войны, сохранить свое имущество. В начале, часть крестьянства ожидая от Наполеона упразднения крепостного права, стала нападать на панские усадьбы. Но Наполеон высылал воинские команды для усмирения мятежников. Многие крестьяне, забрав скот и имущество, уходили в леса и начинали партизанскую войну.
1 июля 1812 г. в Вильно была создана Комиссия временного управления Великого княжества Литовского (правительство) из представителей местной шляхты. В Витебской и Могилевской губерниях были учреждены комиссии "польского правления", аппарат которых комплектовался польской шляхтой и подчинялся французскому командованию. В скором времени губернии были переименованы в департаменты, которыми управляли французские губернаторы. В компетенцию Комиссии входила взыскание налогов и распределение бюджетных сумм, организация вооруженных сил и администрации на местах, формирование жандармерии, создание системы образования и судебных учреждений. На территории Литвы и Беларуси параллельно действовали местная и французская администрации. Соответствующим образом были организованы Витебская, Могилевская, Смоленская и Курляндская губернии, но они не подчинялись виленскому правительству.
Перед созданными военной и гражданской администрациями была поставлено задача пищевого и фуражного обеспечения наполеоновской армии. Выполнить объемы поставок было невозможно, а невыполнение вело к конфискации и разным санкциям. Положение усложнялась тем, что Наполеон не рассчитывал на долгосрочные военные действия, а потому не сделал специальных запасов. Обеспечение армии он переложил на плечи местного населения. Тем не менее, к ноябрю 1812 г., общими усилиями военной и гражданской администрации, в Вильно и Минске был собран большой запас питания и фуража.
Очень важной проблемой являлось формирование вооруженных сил. Для защиты наполеоновской армии создавались национальная гвардия (милиция), пехотные и кавалерийские полки, жандармерия, егерьские батальоны. Но это происходило медленно. Крестьяне не проявляли особенного желания идти в армии. Большую активность проявила знать. Однако и среди ее добровольцев оказалось значительно меньше, чем ожидали. Одна часть знати придерживалась позиции ожидания, вторая считала, что достаточным будет материальное пожертвование. Несмотря на это, к зиме 1812 г. армия ВКЛ насчитывала около 20 тыс. человек.
Отношения между наполеоновскими властями и местным привилегированным населением были довольно добродушными, но в подлинности происходила постепенное охлаждение. В наполеоновской армии быстро ухудшалась дисциплина, результатом чего стало мародерство. Наполеон и его администрация понимали опасность этого явления, пробовали остановить или ограничить ее масштабы. Однако самовольные грабежи, несанкционирован-ные реквизиции и экзекуции продолжались.
Очевидно, что в самой сложной ситуации очутилось белорусское крестьянство. Положение крестьянства никогда не было легким, а с началом военных действий оно еще более ухудшилась. В зоне непосредственных боевых действий деревенские искали спасения в лесу. После окончания боев многие из них не спешили возвращаться домой, что взволновало помещиков и администрацию. Попытки принудительного возвращения иногда вызывали жестокое противодействие со стороны крестьян.
В условиях войны администрация уже не имела возможности эффективно использовать репрессивный механизм. Крестьяне создавали небольшие отряды, нападали на хлебные лавки и кладовые окружающих помещиков, а иногда грабили и сжигали дворы и фольварки. Для наведения порядка французские власти были вынуждены посылать против крестьян армейские отряды. Борьба за хлеб превратилась в настоящую войну крестьянства против оккупантов
Французские власти требовали также от населения поставок большого количества рабочей силы для военных работ. Наполеон вынужден был оставить в Беларуси 100-тысячный отряд для борьбы с партизанами, мародёрством, охраны коммуникаций, сбора провианта и фуража. Это подрывало его военную мощь.