Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.
Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Кабинет М. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М., наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
Коробочка-одна из помещиков женщина.её посетил Чичиков,сбившись в пути.Одинокая вдова,живёт замкнуто,немного глуповата,но обладает хозяйственной хваткой.
Деловая женщина,ведёт хозяйство толково,ко всему подходит с умом.Имеет сестру в Москве,чем очень горда.Вдова коллежского секретаря,Коробочка хозяйствует давно и знает толк в деле.Она-мелкопоместная хозяйка,имеет всего 80 душ.главное для Коробочки-контроль за своим хозяйством.Она следит,чтобы крестьяне жили нормально,а избы были крепкими." мужички на вид дюжие, избенки крепкие."
Обожает прибедняться,прикидываясь безумной старухой.Торгует всем,что производят её люди,но всегда боится продешевить и думает лишь о цене.На самом деле-это обманщица "чистой воды",при продаже "мёртвых душ" её волнует лишь цена!
Коробочка-скупая,мелочная и тщедушная дама,веря в Бога и Чёрта она ведёт свои дела и для людей,и для судей:идёт в суд при каждой возможности.Бойкая и скупая,деловитая и жалующаяся ,такая и есть -Коробочка,своего не отдаст,а чужое пригреет ,если случай позволит.
Собакевичу характерны прижимистость,тяжеловесная устойчивость во взглядах,характере.эти черты заметны в портрете(похож на медведя "средней величины").также внешность этого героя указывает на его могучесть,неуклюжесть,грубость.собакеви-человек,не способный на нормальные человеческие чувства(ни на чувство любви,ни на чувство дружбы).духовного и нравственного нет ничего.деревня,в котой он живет,была похожа на "военное поселение",что говорит о суровости характера.можно говорит об упертости характера собакевича(это видно в описании деревни.тогда,когда говорится о том,что он делал всё по-своему и не слушал советов архитектора)и о том,что он конфликтный человек.
Плюшкин – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Плюшкину плевать на запустение своего имения, зато он
строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет Плюшкина - (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать. Маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши, засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем, он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа Плюшкина окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им» . Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства»