...Он только год в службе..."
"...Грушницкий – юнкер..."
"...ему едва ли двадцать один год..."
"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..." (о Грушницком)
"...Выразительное лицо его..." "...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..." "...крутит усы левой рукой..." "...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."
"...У него георгиевский солдатский крестик..."
Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне: "...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."
Грушницкий - слабохарактерный человек: "...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."
"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."
"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..." "...его гордая походка..."
"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.." "...особенно самолюбие его оскорблено..."
"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."
Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым: "...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!.."
Грушницкий способен на подлость и обман: "...но как признаться в таком подлом умысле?.." "...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..." "...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого) "...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."
Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни: "...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..." "...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.." "...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете) За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль: "...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..." В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли: "...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..." "...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."