Саки имели связи с соседними народами, государствами и принимали участие во многих исторических событиях периода раннего железного века.
Греческий историк Геродот и другие авторы древности повествуют о войнах саков с персами. Персидские цари заключали союз с саками и прибегали к их помощи во время войны с индийским царем Крезом.
В VI в. до н.э. против саков выступил царь ахеменидов Кир, подчинивший до саков себе страны от Ирана до Средиземного моря, считавший себя равным богам и непобедимым. Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам царь Кир был убит. Геродот так рассказывает о борьбе персов с саками: «…Покорив Азию и подчинив своей власти весь Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов в то время была царица Томирис.Жестокий царь Кир, завоевавший многие страны, предложил царице сакского государства Томирис (Тумар) выйти за него замуж. Таким образом, он хотел подчинить себе ее народ. Царь Кир, стоя на берегу реки Амударьи, называвшейся в то время Араке, получил от царицы Томирис ответ: "Возвращайся назад, я не могу принять твое предложение. Не могу позорить свой народ". Разгневанный царь Кир решил перейти реку, построив через нее мост. Томирис предложила, не строя мост, перейти на другой берег: "Я со своим войском буду ожидать, отступив на расстояние трехдневного пути".
Она дала возможность врагам переправиться через реку, считая, что ей легче сражаться в пределах своего собственного царства, а врагам труднее будет спастись бегством через реку. Кир разбил лагерь. На следующий день, притворившись испуганным, покинул лагерь. В лагере оставил много вина и еды. Узнав об этом, Томирис послала своего единственного сына с частью войска преследовать врагов. Кир ночью напал на беспомощных врагов и перебил их вместе с сыном царицы. Потеряв такое войско и сына, Томирис не в слезах излила горе о своей потере, а искала утешения в отмщении. Она, вместе с оставшимся войском, обратилась в бегство, заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горахзасаду. Там она уничтожила все войско персов вместе с самим царем. Не оставила даже вестника, который сообщил бы персам о таком страшном поражении. Царица приказала бросить отрезан ную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью и такими словами осудила его жестокость: "Насыться же теперь, – сказала она, –кровью, которую ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться".