, проводил свою завоевательную политику в более широком масштабе. Он стремился возвратить Египту прежние владения в Сирии и восстановить египетское влияние в Передней Азии.
Однако чтобы вернуть Египту прежнее господствующее положение в Палестине, Финикии и Сирии, надо было сломить здесь главные силы хеттов, следовало также нанести решительный удар местным князьям, которые объединились с хеттами, главными врагами египтян в Передней Азии.
Раньше всего Рамзес II сделал попытку укрепиться на сирийском побережье, где на четвертом году своего царствования он приказал высечь надпись (около современного Бейрута). Как это ясно из надписей, начав поход против хеттов, Рамзес II собрал большие для того времени военные силы, почти 30 000 воинов.
Помимо четырех корпусов египетской армии, в состав его войск входили отряды иноземных наемников (нубийцев, шардан и др.). С севера навстречу египетским войскам двигалась крупная хеттская армия, собранная хеттским царем Муваталом. С хеттами шли отряды их союзников — сирийских князей — и отряды наемников из среды различных малоазийских племен.
Первый поход Рамзеса II в Сирию описан в летописных и поэтических надписях, сохранившихся главным образом на стенах храмов. Судя по этим надписям, Рамзес II быстрым маршем двинулся через Палестину по направлению к Кадету — крепости, расположенной на реке Оронте. На финикийском берегу в виде прикрытия был оставлен отряд из молодых новобранцев.
Рамзес II узнал по дороге от перебежчиков, что хеттский царь, напуганный приближением египетского войска, якобы не решается выйти из района Алеппо и что около Кадета нет крупных хеттских сил и, больше того, что сирийские войска хотят перейти на сторону египтян. Поэтому Рамзес II во главе авангарда форсированным маршем двинулся к Кадету, оторвавшись от главной части своей армии. Подойдя к Кадету, Рамзес разбил свой лагерь к северо-западу от города. Но здесь фараон попал в ловушку, заранее приготовленную ему врагом: он внезапно натолкнулся на крупные хеттские силы, стоявшие в полной боевой готовности.
Хеттские колесницы ворвались в египетский лагерь. Египетские войска и сам фараон были окружены превосходящими силами неприятеля. В поэтическом описании кадешской битвы рассказывается, как Рамзес в эту тяжелую для него минуту обратился с молитвой к богу Амону, как Амон, услышав его молитву, послал ему чудесное спасение, дав возможность пробиться через железное кольцо врагов.
Так льстивый придворный поэт пытался несколько ослабить впечатление от позорного для египтян поражения под стенами Кадета, изобразив «чудесное спасение» фараона как результат его мужества и благочестия, проводя тем самым мысль, что фараон, как сын бога на земле, всегда находится под охраной богов.
На самом же деле только благодаря подоспевшей помощи других египетских отрядов Рамзесу II удалось избежать полного поражения. Но все же удар, нанесенный хеттами египетским войскам, был весьма чувствительным. После Кадешской битвы Рамзесу II пришлось вернуться в Египет. Вряд ли можно считать, что египтяне во время битвы под Кадешем одержали победу над хеттами, как это говорится в египетской надписи. Наоборот, они вынуждены были отступить, что было вызвано, очевидно, большим уроном, понесенным египтянами. Об этом говорит и то обстоятельство, что Рамзесу II не удалось в результате этой первой кампании укрепиться ни в Сирии, ни в Палестине.
Второй поход в Сирию был проведен Рамзесом II значительно осторожнее. Три года он медленно и упорно боролся за овладение Палестиной. Взяв Аскалон и Дапур, заняв Галилею, тщательно закрепляя за собой захваченные области и города, фараон дошел до р. Оронта. Египетским войскам удалось продвинуться в Северную Сирию и захватить несколько городов в долине Оронта. Успехи египтян в некоторой степени объяснялись крупными волнениями, происходившими в Хеттской стране.
Кроме того, сила Хеттского государства была надломлена нашествием северного племени газгейцев, а также междоусобной борьбой, разгоревшейся между двумя претендентами на хеттский престол: Урхитешубом и Хаттушилем.
В 1296 г. до н. э. хеттский царь Хаттушиль III заключил с Рамзесом II мир. По мирному договору, текст которого сохранился, обе стороны отказывались на будущее от всякого рода завоеваний за счет другой стороны и даже заключали между собой военный оборонительный союз против всякого возможного врага, который совершит нападение на одну из договаривающихся сторон.
Далее, обе стороны обязывались помогать друг другу при наказании преступников и изгонять из пределов своей страны иноземных беглецов. Тексты этого договора, сохранившиеся на стенах египетских храмов, а также в архиве хеттских царей, не позволяют представить себе границу, установленную после окончания войны между этими государствами. Судя по хеттским документам, северная часть Сирии осталась под влиянием хеттов.