В эпоху архаики одновременно со становлением греческого полиса формируется представление о гражданском статусе. Первым качеством гражданина был его статус свободного человека. После повсеместной отмены долгового рабства гражданин в своем государстве ни при каких условиях не мог быть обращен в рабство. В принципе постепенно складывается убеждение, что грек, любой грек, не может быть рабом.Самым главным правом гражданина было право на земельную собственность. Земледелие долго оставалось основным занятием граждан, и именно оно рассматривалось как самое подобающее дело для свободного человека. С крестьянским трудом было связано такое важное для греков понятие, как автаркия, экономическая самодостаточность, поскольку считалось, что экономическая независимость является необходимой предпосылкой свободы политической.В силу этого труд ремесленника, торговца, менялы считался менее престижным, поскольку делал человека зависимым от рыночной стихии. Наемный труд, труд на другого человека для гражданина был вообще невозможным. Гражданин работает на себя, на другого человека работает раб.Другим правом и одновременно обязанностью гражданина было личное участие в защите своего полиса. Каждый гражданин был воином. Поскольку полисы как очень небольшие политические образования не могли содержать постоянную армию, защищать свою родину от внешней угрозы должно было все мужское население.В период архаики в связи с ростом благосостояния значительной части демоса тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь в греческом войске основной фигурой становится гоплит - тяжеловооруженный пехотинец.Получив возможность хорошо вооружить большой отряд воинов, греки создали фалангу - тесно сомкнутое, действующее как единое целое тактическое построение гоплитов. Тесно сомкнув строй, выставив вперед копья, под звуки музыки, которая задавала ритм движению, фаланга, как бронированная стена, сметала боевые построения врага. Именно в монолитности всего строя, в слаженности действий всех воинов заключалась ударная сила фаланги. Здесь не было места проявлениям индивидуальной отваги и личной храбрости, здесь требовались мужество и дисциплина всех.Греки были прекрасными воинами, и это было связано как со специальной физической подготовкой граждан, с развитием греческой спортивной агонистики, так и с теми высокими волевыми качествами, которые они демонстрировали на поле боя. Военные столкновения, и особенно войны с персами в V в. до н. э., доказали способность греческих воинов сражаться до последней капли крови, защищая свое государство.Патриотизм был важной составляющей в системе духовных ценностей граждан. Житель греческого полиса защищал не какую-то отвлеченную идею, а себя самого, своих близких, свою собственность, свою свободу, свой гражданский статус. Гражданин, который не смог защитить свою родину, терял свой статус, а значит, по представлениям греков, становился неполноценным человеком. Фаланга приучала гражданина к мысли, что его интересы, его статус и собственность могут быть защищены только совместными усилиями всех граждан-воинов, что только коллектив является гарантией его существования как гражданина.В обществе, где гражданин является частью вооруженного народа и, помимо этого народного ополчения, нет иной силы для принуждения отдельного человека к выполнению каких-либо действий, складывается иная система отношений между властью и отдельной личностью, между членами этого общества. С отмиранием родовых установлений, которые раньше контролировали различные сферы жизни, в эпоху архаики возникает система правового регулирования отношений, определяющим фактором становится закон.