Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6
(1)Передо мной серело пустынное поле. (2)Один сторожевой курган, верный защитник
степи, стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. (3)С утра в степи было по-весеннему
холодно и ветрено. (4)Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. (5)За
мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. (6)Темнея пятнами
лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. (7)Ветер, дувший мне
навстречу, холодил лицо. (8)Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.
(9)За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. (10)Есть что-то
чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются звонкоголосые чибисы,
серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы.
(12)В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.
(13)Курган, с голубыми цветами и маками, был дикий, еще ни разу не тронутый плугом.
(14)«Время его, - подумал я, - навсегда проходит. (15)В вековом забытьи он только вспоминает
далекое былое, прежние степи, прежних людей».
1
Замените словосочетание ЧУВСТВОМ РАДОСТИ (предложение 8), построенное на
основе управления, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЯ.
Напишите получившееся словосочетание_______________________________________
2
Выпишите грамматическую основу предложения 3
_______________________________________________________________________
3
Среди предложений 4-8 найдите предложение с обособленным согласованным
определением. Напишите номер этого предложения________________
4
Среди предложений 13-15 найдите предложение с обособленным несогласованным
определением. Напишите номер этого предложения______________
5
Среди предложений 9-12 найдите предложение с обособленным распространенным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения__________
6
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением.
Напишите номер этого предложения_______________________________
7
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-
ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Если ей не нравится,(1) могла бы отдать кому-нибудь – мне,(2) например,(3) или Нюре. Но она
почему-то не отдает,(4) наверное,(5) сушит на сухари и продолжает запасаться.
Ответ:________________________________________________________________
8
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-
ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.
Глядя на дым,(1) можно определенно сказать,(2) будет ли завтра дождь,(3) ветер или снова,(4)
как сегодня,(5) солнце поднимется в глубокой тишине,(6) в синих прохладных туманах.
Ответ:_____________________________________________________________
9
Где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым? Запишите номер
предложения
1)
Молодость бескорыстна и великодушна.
2)
Человек есть украшение мира.
3)
Без дела жить небо коптить.
4)
Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в
стойло.
Ответ:______________________________________________________
10 Укажите номер простого неполного предложения или сложного предложения, одна
из частей которого является простым неполным предложением
1) Просто не терпится рассказать о самой дороге, о живой встрече, о разговоре.
2) Стемнело быстро, внезапно.
3) Звезды – это те же солнца.
4) Ранней весной здесь растут сморчки, летом – красивые рыжики.
Ответ:______________________________________________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении:
Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как
сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.
Ответ запишите цифрой______________________________________________