Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение ** тему "Учение о...

0 голосов
235 просмотров

Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение на тему "Учение о биосфере"


Обществознание (12 баллов) | 235 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург — 6 января 1945, Москва) — русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель наукибиогеохимии.В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени.

Учение о биосфере.

По современным представлениям, биосфера — это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту частьвещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

Развитие учения о биосфере. Мысль о том, что живые организмы взаимодействуют с окружающей средой и влияют на нее, впервые встречается в работах голландских ученых Б. Варениуса (1622-1650) и X. Гюйгенса (1629-1695), а также у известного французского натуралиста Ж. Бюффона (1707-1788). Французские химики Ж.Б. Дюма(1800-1884), Ж. Бусенго (1802-1887), немецкий химик Ю. Либих (1803-1873) и другие ученые выяснили роль зеленых растений в газовом обмене земного шара и роль почвенных растворов в питании растений.

Известный французский натуралист Ж.-Б. Ламарк (1744-1829) положил начало учению о биосфере. Основательно проанализировав взаимодействие живых организмов со средой их обитания, он отметил «особую силу природы,могучую и непрерывно действующую». Определение биосферы как особенной оболочки Земли и ее название предложил австрийский геолог Э. Зюсс в труде по геологии Альп (1875). Выдающийся немецкий натуралист и географ A. Гумбольдт (1769-1858) в своем пятитомном произведении «Космос» синтезировал тогдашние знания о Земле и космосе и развил идею о взаимосвязи всех природных процессов и явлений. Вдальнейшем эту идею углубил известный русский ученый-натуралист В.В. Докучаев, который утверждал, что существуют закономерные связи между растениями, животными и минералами.

В 80-х годах XIX в. немецкий физиолог B. Пфеффер (1845-1920) разделил организмы на три группы в зависимости от способа питания. Большое значение в области географии и экологии растений имели работы А. Энглера и Э.Варминга.

Намного шире и содержательнее сущность понятия «биосфера» раскрыл отечественный ученый В.И. Вернадский (1863-1945). Его учение о биосфере является одним из наиболее выдающихся в области естественных наук. Основные идеи учения В.И. Вернадский сформулировал в начале XX в. В 1926 г. они были опубликованы в книге «Биосфера».

Учение В.И. Вернадского о биосфере представляет собой обобщениеестественнонаучных знаний, оно вобрало в себя эволюционные взгляды Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделеева, теорию единства пространства и времени А. Эйнштейна, идеи о неразрывной связи живой и неживой природы многих отечественных и зарубежных ученых.

В.И. Вернадский рассматривал биосферу как пространство жизни, а ее основой считал взаимодействие живого и неживого вещества. Ученыйобоснованно утверждал, что биосфера - это организованная оболочка Земли, в формировании и поддержке которой ведущую роль играют живые организмы.

Структура биосферы. В биосфере можно выделить следующие основные компоненты: живое вещество, косное (неживое) вещество, неживое биогенное вещество, биокосное вещество.

Живым веществом В.И. Вернадский называл совокупность живых организмов, населяющих нашу планету.Это главная сила, преобразующая поверхность планеты, основа формирования и существования самой биосферы. Во все геологические эпохи живое вещество, преобразуя и аккумулируя солнечную энергию, влияло на химический состав земной коры, было мощной геохимической силой, формирующей лик Земли.

Живое вещество имеет количественные характеристики, его можно изучать, используя...ЧИТАЙТЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

(26 баллов)